Перед транспортным комплексом стоит задача связать все виды транспорта в единую опорную сеть
20 ноября 2025, 18:23
В заключительный день работы XIX Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялась пленарная дискуссия «Транспортная инфраструктура. Баланс государственных и частных интересов». В ней приняли участие Председатель Правительства Михаил Мишустин, заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев, заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, Министр транспорта Андрей Никитин, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, председатель правления ПАО «Московская биржа» Виктор Жидков и председатель Совета директоров Группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев. Модератором выступил шеф-редактор телеканала РБК Кирилл Токарев.
Открывая дискуссию Михаил Мишустин подчеркнул, что транспортный комплекс смог не только выстоять под беспрецедентным санкционным давлением, но и продолжает уверенно двигаться вперед: «По предварительным оценкам, вклад отрасли в валовой внутренний продукт в этом году достигнет уже около 6 %. Это свыше 13 трлн рублей. Безусловно, сложностей остается еще немало, но все они поступательно преодолеваются. И это уже неоспоримая реальность, которая подтверждается правильностью принимаемых мер».
Транспортная система за 9 месяцев показала устойчивый рост и упрочение связности территории. Всего перевезено порядка 11,5 млрд пассажиров – при этом внутренним водным путям удалось увеличить перевозки почти на 22 %. Улучшились показатели железнодорожного и городского транспорта, а объемы грузовых операций превысили 6 млрд тонн. На международных стратегических направлениях наблюдается планомерное наращивание перевозок: грузооборот с дружественными странами вырос на 4 %, а экспорт товаров по железным дорогам в восточном направлении увеличился почти на 6,5 %.
Председатель Правительства отметил, что для системного повышения связности территорий продолжается масштабное обновление и расширение региональной инфраструктуры. На реализацию профильной федеральной программы развития транспортной системы за последние пять лет направлено 8 трлн рублей, в этом году выделено еще более 1,5 трлн. Проект трехлетнего бюджета предусматривает почти 6 трлн рублей для дополнительной поддержки приоритетных направлений.
Шла речь и о национальном проекте «Эффективная транспортная система». «За 6 лет предстоит выполнить очень сложную задачу с учетом масштаба страны – связать все виды транспорта в единую опорную сеть и, конечно, существенно нарастить ее мощности, что потребует кардинальных изменений в подходах к организации логистики с внедрением самых передовых методов цифровых решений, инноваций искусственного интеллекта. На сегодняшний день именно в транспортной сфере использование искусственного интеллекта должно быть одним из самых активных. И для этого, без сомнения, надо объединять усилия наших регионов, предпринимателей, научного сообщества, строительного и промышленного секторов, а также многих других отраслей экономики. Важно здесь действовать четко и скоординировано для скорейшего достижения всех поставленных целей», – сказал Михаил Мишустин.
Ведется большая работа в сфере развития авиационного сообщения. С начала года введены в эксплуатацию 6 аэровокзальных комплексов в Новокузнецке, Тюмени, Минеральных Водах, Йошкар-Оле, Хабаровске и Петропавловске-Камчатском. Другим важнейшим направлением является сфера дорожного строительства. По итогам первых 9 месяцев доведено до нормативного состояния более 74 % федеральных автомобильных магистралей. В текущем году станут доступны для людей еще свыше 1,5 тысяч километров новых качественных дорог и еще 26 тыс. километров будут отремонтированы.
«Министерству транспорта вместе с регионами необходимо усилить работу по созданию подъездных путей к образовательным, медицинским и спортивным учреждениям, а также к туристическим достопримечательностям. В этих целях за 9 месяцев текущего года проложили порядка 8 тыс. километров, что облегчило доступ более чем к 2 тыс. таких объектов. Это все совершенно конкретные, зримые, осязаемые результаты. Вот те улучшения, которые делают жизнь наших граждан комфортнее», – заявил Михаил Мишустин.
Еще одно важнейшее направление – железные дороги. Поездами ежедневно пользуются миллионы людей, и чтобы поездки стали комфортнее, на маршруты уже вышли 1000 современных вагонов с улучшенными характеристиками. По словам Председателя Правительства, железные дороги играют важное значение не только в сфере грузовых перевозок, но и в укреплении внешнеторгового взаимодействия с ключевыми партнерами.
Кроме того, затронута тема внедрения беспилотных технологий на транспорте. Уже сегодня на пилотных дорогах работают 90 грузовых автомобилей с системами автоматического управления, на экспериментальном испытании – автономные такси, трамваи, электропоезда и маневровые локомотивы. После подготовки инфраструктуры и адаптации нормативно-правовой базы начнется их вывод на дороги общего пользования. По прогнозам экспертов, через 25 лет до половины всех средств передвижения в стране будут функционировать без участия человека. При этом безопасность остается одним из главных приоритетов.
В авиации за два года реализации национального проекта достигнуты практические шаги: введен специальный класс воздушного пространства для упрощенных полетов беспилотников, экспериментальные правовые режимы действуют уже в 26 регионах, а срок получения доступа к воздушному пространству сокращен с 5 суток до 24 часов с планом дальнейшего уменьшения до 2 часов. Гражданские беспилотники будут востребованы не только в логистике, но и в сельском хозяйстве, энергетике, геодезии, картографии, экологии и многих других отраслях. Все это – лишь малая часть масштабной системной работы государства и бизнеса по созданию безопасной, современной и эффективной транспортной системы будущего.
«Перевозка пассажиров и грузов должна стать современной, комплексной, высокотехнологичной. А также учитывать множество факторов и предлагать оптимальные маршруты и способы доставки до конечного пункта с помощью человека либо автоматики в зависимости от конкретного запроса», – добавил глава Правительства.
В свою очередь, Андрей Никитин сообщил, что объем государственных инвестиций в транспортную инфраструктуру за последние два десятилетия увеличился в 12 раз. Если в 2006 году это было 173 миллиарда, то в 2022 году – 2 трлн рублей. По объему инвестиций в проекты ГЧП транспортный комплекс продолжает занимать первое место, опережая ЖКХ и социальную сферу. «Уже сейчас две трети объема вложений в транспорт обеспечиваются собственными средствами компаний и привлечением частных инвесторов. А общая сумма текущих транспортных ГЧП-соглашений оценивается на уровне почти 4,8 трлн рублей», – проинформировал он.
Министр также поделился мнением, что сегодня в цепочке ГЧП появляется третий «игрок» – розничные инвесторы, то есть те жители, которые ежедневно пользуются личным и общественным транспортом. В России их насчитывается, по разным оценкам, от 35 до 40 млн человек. Это почти 40 % экономически активного населения страны. «Считаю, что возможности российского фондового рынка транспортным комплексом пока недооценены. За последние 12 лет количество активных розничных инвесторов, совершавших хотя бы одну сделку с акциями и облигациями на Московской бирже, выросло в 50 раз – до почти 9 млн человек. Думаю, скоро мы увидим, как наши жители становятся со-инвесторами в проектах по развитию транспортной инфраструктуры», – заявил глава Минтранса.
Также отмечено, что бюджетные средства всегда будут ограничены, а количество проектов в сфере развития транспорта будет только увеличиваться. Поэтому важно обеспечить справедливый баланс между государственным и частным финансированием. Это возможно при соблюдении трех условий. Прежде всего, необходимо, чтобы все решения, принимаемые в рамках Министерства транспорта, федеральных агентств и организаций, были направлены на гармоничное развитие всех отраслей транспорта. В современном мире невозможно развивать отдельные сегменты изолированно, важно работать совместно, учитывая приоритеты и взаимосвязи между ними.
Вторым важным условием является комплексная оценка проектов. Нужно анализировать целесообразность каждого проекта с точки зрения интересов граждан, а также его потенциального вклада в экономику страны. Для принятия обоснованных решений необходимо понимать, где формируется грузовая база, кто является ее источником и какие маршруты будут использоваться для транспортировки грузов. Тесное взаимодействие с грузоотправителями и федеральными органами власти играет здесь ключевую роль. Третий важный аспект – это слаженная работа между регионами и Минтрансом России.
Тему строительства высокоскоростной магистрали затронул в своем выступлении Виталий Савельев. По его словам, Россия фактически входит в высшую лигу государств, обладающих высокоскоростными железными дорогами, и это достижение требует внедрения передовых технологий и использования отечественных материалов. Утвержден план строительства пяти высокоскоростных магистралей, они станут основой для соединения крупнейших агломераций, что существенно изменит транспортную инфраструктуру страны.
Проект строительства магистрали включает в себя не только создание полотна, но и разработку новых поездов. «Уральские локомотивы» уже работают над производством первых составов. К 2027 году должны быть поставлены 2 поезда, а к 2028 – уже 28. В процесс вовлечены 36 субъектов Российской Федерации, что способствует развитию экономики и созданию новых рабочих мест.
«Строительство магистрали осуществляется на условиях концессии и требует значительных инвестиций. Работа уже активно ведется на нескольких участках, где задействовано более 11 тысяч рабочих и 4 тысячи единиц техники. Важным этапом станет создание полигона для испытаний высокоскоростного поезда на участке между Москвой и Тверью», – рассказал заместитель Председателя Правительства.
К 2030 году планируется, что новые магистрали смогут обслуживать до 23 млн пассажиров в год, что станет значительным вкладом в развитие транспортной системы страны. Этот проект не только укрепляет связи между регионами, но и демонстрирует мощный потенциал России в области высоких технологий и инновационного строительства.
Марат Хуснуллин остановился на вопросе финансирования дорожного строительства. Он подчеркнул, что в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» удалось перевыполнить все запланированные показатели. С этого года запущен новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», и по итогам 11 месяцев вновь отмечается перевыполнение всех намеченных планов.
«Хочу поблагодарить Президента и Председателя Правительства за внимание к отрасли, благодаря их поддержке у нас есть бюджетные средства на ее развитие. Также хорошо настроили работу по опережающему финансированию. Это позволит нам не только выполнить, но и перевыполнить планы по вводу дорог в этом году и ввести на 4 000 км больше, чем в прошлом», – подчеркнул он.
Марат Хуснуллин отметил положительную динамику по сбору дорожных фондов в регионах. Губернаторы активно занимаются планами строительства, и нет ни одного региона, который бы не выполнял или не перевыполнял планы по строительству дорог. Впервые за новейшую историю был разработан шестилетний план по дорожному строительству. Это позволит создать эффективную и интегрированную транспортную систему, которая будет отвечать современным требованиям и потребностям общества.