Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Информационная лента > Животные на дорогах: как предотвращают ДТП с дикими "пешеходами"
25 Февраля 2020

Опубликовано 25 Февраля 2020

Животные на дорогах: как предотвращают ДТП с дикими "пешеходами"

Масштабная дорожная стройка, развернутая в рамках нацпроектов по всей стране, призвана решить одну из главных для России задач — улучшить транспортную доступность регионов. В то же время активное расширение дорожной сети создает серьезную проблему: зачастую трассы проходят через места обитания диких животных и становятся преградой на пути их миграции. Пытаясь пересечь дорогу, животные провоцируют аварии, которые нередко оказываются смертельными не только для них самих, но и для людей. Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, разбирался, как современные технологии дорожного строительства помогают предотвратить подобные аварии.

Для автомобилистов наиболее опасна встреча с дикими животными на скоростных междугородних трассах или в сельской местности. Столкновение с крупными животными — лосями или кабанами — может оказаться смертельным для водителей и пассажиров. А для мотоциклиста опасностью является даже небольшой обитатель леса. Кроме того, потеря управления после столкновения или неудачные попытки объезда, как правило, приводят к тому, что автомобиль оказывается в кювете.

Большинство водителей после столкновения без серьезных последствий просто уезжают, поэтому полной статистики ДТП с дикими животными в России нет. По оценкам экспертов, ежегодно счет идет на десятки тысяч случаев, но регистрируют лишь около 500 серьезных ДТП с крупными животными.

Тоннель спасения

В России до недавнего времени фактически единственным способом предупреждения аварий с участием диких животных было информирование водителей об опасности с помощью дорожных знаков. Однако подобное предупреждение не всегда означает, что дикие животные могут появиться именно или только на этом участке. У такого способа есть и еще один существенный недостаток — водители не всегда обращают внимание на знаки или даже их игнорируют.

О необходимости изменения подхода к решению этой проблемы заговорили несколько лет назад, после того как осенью 2015 года под колесами автомобиля на трассе Раздольное — Хасан в Приморском крае погиб знаменитый дальневосточный леопард Меамур (имя ему дал российский певец и лидер группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко). В 2016 году машина сбила самку дальневосточного леопарда, которая чудом выжила. Для популяции самой редкой крупной кошки в мире гибель даже одной особи — большая потеря, говорит директор парка "Земля леопарда" Виктор Бардюк.

Чтобы в Приморском крае леопарды могли безопасно передвигаться в своей привычной зоне обитания, автодорогу решили спрятать. В створе Нарвинского перевала на трассе А-189 построили тоннель длиной более 560 м. По словам Бардюка, место для строительства было выбрано не случайно. "Из-за особенностей местного рельефа здесь образовались пути миграции, которые часто использовали как крупные кошки, так и остальные обитатели этих лесов. Для них это историческая тропа, переход по которой привычка, сформировавшаяся за сотни лет", — пояснил он.

Движение по тоннелю запустили в марте 2016 года, а старая дорога через перевал была закрыта для машин. В результате передвижение животных по этой местности снова стало безопасным. Установленные в районе перевала фотоловушки зафиксировали, что историческими тропами пользуется множество животных. В объективы камер попадали копытные, а также крупные хищники — медведи. "Мы вернули то, что отняли у природы", — говорит Бардюк. Но самое важное, добавляет он, — благодаря тоннелю были восстановлены нарушенные автодорогой пути миграции дальневосточных леопардов.

Уникальный экодук для лосей

Со временем в России появились и другие примеры. Участок федеральной трассы М-3 "Украина" в Калужской области расположен непосредственно на пути миграции лосей. Чтобы избавить животных от необходимости пересекать трассу, решили построить уникальный объект — экодук, опыта проектирования и строительства которых в России еще не было.

Открытие реконструированного участка трассы М-3, а вместе с ним и первого в стране экодука состоялось в сентябре 2016 года. Экодук представляет собой специальный мост над проезжей частью, засыпанный растительным грунтом, с высаженными деревьями и кустарниками, которые соответствуют местному ландшафту. На самом экодуке и на подходах к нему установлены шумозащитные экраны высотой несколько метров.

Основным преимуществом таких мостов для животных по сравнению с тоннелями является наличие открытого пространства и естественного ландшафта, схожего с прилегающей территорией, объясняют специалисты госкомпании "Автодор", которая управляет этой трассой. "Уже через два года территория экодука представляла собой заросший травой и молодыми деревьями участок", — отмечают в "Автодоре".

После этого аварий с участием диких животных на участке вблизи нового строения не происходило. По мнению дорожников, это связано также с наличием защитного ограждения, предотвращающего выход животных в "несанкционированных" местах и направляющего их в сторону экодука.

В ближайшие годы у экодука в Калужской области появятся двойники по всей стране. Только на Центральной кольцевой автомобильной дороге, которая пройдет по территории Москвы и Московской области, предусмотрено строительство 14 экодуков мостового и тоннельного типов. Уже спроектирован экодук на 184-м километре трассы М-1 "Беларусь" в Смоленской области. Также идет проектирование экодука на 376-м километре (Смоленская область) трассы М-1.

На будущей магистрали М-12, которая соединит Москву и Казань, экологические вопросы также прорабатываются, уверяют в "Автодоре". "В настоящее время идет сбор исходных данных для проектирования М-12, в том числе и экодуков, собирается информация о краснокнижных видах животных, расположении путей их миграции", — отмечают в госкомпании. Сколько всего потребуется переходов для животных, станет ясно после проведения мониторинга, но, по предварительным данным, только во Владимирской области необходимо пять экодуков и зверопроходов.

Обеспечить права и медведя, и белки

На основе полученного дорожниками опыта "Автодор" подготовил проект национального стандарта (ГОСТа), который устанавливает требования к размещению и обустройству экодуков. Кроме того, в декабре 2019 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило свод правил по строительству биопереходов. "Свод включает в себя передовые технологии в проектировании биопереходов и отвечает требованиям по актуализации и гармонизации с имеющимися строительными нормативами в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда", — отмечал глава министерства Владимир Якушев.

Одно из основных требований к биопереходам — воссоздание привычной для зверей среды обитания. Биопереход должен быть хорошо просматриваемым, при этом на подходах к нему и с боковых сторон самого перехода должны быть высажены деревья и плотные кустарники, а на земле — трава. В качестве убежищ для грызунов, насекомоядных и рептилий на переходах размещаются валуны или галька. Также животные должны быть защищены от света фар и шума автомобилей с помощью специальных конструкций или земляных валов и плотных кустарников.

Кроме того, для разных ситуаций и животных требуются разные виды биопроходов. Мостовой переход, например, нужен для того, чтобы мигрирующие животные могли безопасно переходить автомобильные и железные дороги. Его минимальная ширина — 40 - 50 м.

Тоннели, в свою очередь, различаются в зависимости от размера животных, для которых они предназначены. Ширина прохода для крупных (олень, медведь, косуля, кабан, волк) и средних (рысь, лисица, куница) зверей должна быть не менее 12 метров, а высота не менее пяти метров. Для небольших животных (заяц, барсук, хорек, выдра, бобр) рекомендуется строить тоннели шириной не менее шести метров и высотой не менее трех метров.

Для белок, куниц, ласок и других животных-верхолазов между разделенными дорогой частями лесного массива лучше обустраивать навесной переход. Он представляет собой расположенную над проезжей частью канатную конструкцию, опоры которой находятся между дорогой и лесом. Есть и "многофункциональные" тоннели, по которым может проходить человек.

ГОСТ вступит в силу уже летом текущего года. Минстрой ожидает, что нововведения повысят уровень безопасности на транспортных объектах, расположенных в зоне миграции животных, на 10%, а также уменьшат число аварий на дорогах и помогут сохранить разнообразие видов дикой природы.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/zivotnye-na-dorogah-kak-predotvrasaut-dtp-s-dikimi-pesehodami
Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
0.0658 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.