Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Выступления и интервью
21 Февраля 2019

Опубликовано 21 Февраля 2019

Ключ к развитию. Интервью Владимира Токарева газете «Транспорт России»

На вопросы корреспондента «ТР» отвечает заместитель министра транспорта РФ Владимир Токарев.

– Владимир Александрович, стремительно набирающий обороты XXI век предъявляет повышенные требования к транспортному комплексу страны, в том числе к железнодорожному транспорту. Как отвечает железнодорожная отрасль на вызовы времени? Какие задачи перед ней стоят в текущем году и в среднесрочной перспективе?

– В ноябре прошлого года Правительство РФ одобрило проекты инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Финансовый план на текущий год сформирован на базе актуализированного прогноза социально–экономического развития страны. В соответствии с прогнозом в 2019 году объемы погрузки грузов составят 1,3 млрд т, что превысит уровень 2018 года на 1,5%. Основное увеличение (3,2%) придется на экспорт. Наибольший рост погрузки ожидается по углю – это более половины уровня роста.

С учетом значительного повышения объема перевозок необходимо направить усилия на содержание в надлежащем состоянии железнодорожной инфраструктуры. Первостепенной задачей для поддержания безопасности движения поездов является снижение числа локомотивов с просроченным капремонтом. Один из приоритетов – недопущение роста протяженности участков пути с нарушением межремонтных сроков и сверхнормативным пропущенным тоннажем. За три года протяженность участков пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем планируется сократить на 8,9%. Также на 7,3% планируется сократить протяженность участков с имеющимися ограничениями скорости. 
Общий объем средств, предусмотренный инвестпрограммой ОАО «РЖД» на период 2019– 2021 годов, составляет 2,3 трлн руб. За этот период планируется завершить ряд инвестиционных проектов, в числе которых первый этап модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет, развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово–Черноморского бассейна, а также реконструкция участка Морозовская – Волгодонская и ряд других.

Будет реализован комплекс мероприятий по развитию Центрального транспортного узла, подходов к портам Северо–Западного бассейна, строительству обхода Саратовского узла, а также увеличению скорости транзитного контейнеропотока за счет роста пропускной и провозной способности инфраструктуры.

Продолжится реализация мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости перевозочного процесса. Значительный объем инвестиций будет направлен на обновление предприятий путевого комплекса, устройств электроснабжения, программу корпоративной информатизации, а также обновление устройств автоматики и телемеханики.

– Параметры долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» являются ориентиром для формирования стратегии развития всей отрасли. Как она коррелируется с утвержденным Правительством РФ Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМРМИ)?

– Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР) подготовлена для повышения эффективности работы холдинга и достижения ключевых национальных целей развития, которые определены в майском указе Президента РФ. Это рост экономики выше мировых темпов и обеспечение России места в пятерке крупнейших экономик мира. Особенно важно отметить, что ДПР сформирована в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Девять из одиннадцати федеральных проектов, которые включены в комплексный план, направлены на модернизацию инфраструктуры, в том числе железнодорожной. Они касаются развития транспортных коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», железнодорожных маршрутов и сообщения между крупными экономическими центрами страны.

Для выполнения указанных задач базовый сценарий ДПР предусматривает общий объем инвестиций 4,7 трлн руб., в том числе 1,7 трлн составят собственные средства ОАО «РЖД», которые будут направлены на реализацию комплексного плана.

– Как увязана реализация крупных железнодорожных проектов с масштабной Стратегией пространственного развития России?

– Между реализацией крупных железнодорожных проектов и масштабной стратегией пространственного развития России взаимосвязь прямая, поскольку Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, а следовательно, и включенные в него проекты соответствуют Стратегии пространственного развития России. Речь в концепции идет о необходимости повышения связанности территорий России, создании опорных центров для форсированного экономического роста.

В соответствии с комплексным планом будет продолжена реализация проектов, связанных с повышением транспортной доступности для населения страны, включающих мероприятия по развитию инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса, а также реконструкции вокзальных комплексов дальнего сообщения.

В числе приоритетных инфраструктурных проектов КПМРМИ – комплексная реконструкция участка Междуреченск – Тайшет. Реализация проекта обеспечит увеличение пропускных способностей магистрали, необходимых для экономического развития Рес-
публики Хакасия, Кузбасса, юга Красноярского края и будущего освоения угольных месторождений Республики Тыва.

Недавно завершилось строительство нового участка железнодорожного обхода Краснодара от станции Козырьки до станции Гречаная, предназначенного для разгрузки города от транзитного транспорта и развития инфраструктуры на подходах к портовым городам. Ввод в строй обхода Краснодарского узла – лишь часть комплексного проекта по развитию подходов к портам Азово–Черноморского бассейна. Его реализация началась в 2007 году. За это время построено порядка 900 км новых путей. Хочу выделить социальную функцию проекта, которая заключается в возможности оптимизировать объем и график пассажирских перевозок в направлении Краснодара после вывода грузовых поездов на новую ветку обхода. В КПМРМИ говорится и о необходимости развития железнодорожной и пассажирской инфраструктуры, а также систем управления движением поездов в столичном регионе. В настоящий момент ведется реализация проектов Московских центральных диаметров.

В Стратегии пространственного развития России отмечается, что ареал влияния городов–центров на размещение производительных сил может быть существенно расширен за счет развития высокоскоростного железнодорожного сообщения. В КПМРМИ в составе федерального проекта «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» планируется строительство ВСМ Москва – Казань.

– Об этом проекте хочу спросить отдельно. Когда начнется его реализация? Насколько он обеспечен финансово и есть ли к нему интерес у инвесторов?

– На сегодняшний день глубина проработки проекта строительства первого этапа ВСМ Москва – Казань (ВСМ Железнодорожный – Гороховец) с организацией движения от Москвы до Нижнего Новгорода позволяет приступить к строительно–монтажным работам после соответствующего решения Правительства РФ. Протяженность данной линии составит 790 км, максимальная скорость – до 400 км/ч, время в пути от Москвы до Казани – 3,5 часа, расчетный пассажиропоток – до 17,2 млн человек в год. 

В соответствии с финансовой моделью, на основе которой данный проект был включен в КПМРМИ, даже при условии использования консервативных прогнозов пассажиропотока обеспечивается выход на плановую операционную безубыточность как владельца инфраструктуры (концессионера), так и перевозчика, начиная с третьего года эксплуатации проекта. Интерес к проекту инвесторов, в числе которых как европейские, так и азиатские компании, значителен.

– Стратегия развития железнодорожной отрасли, да и всего транспортного комплекса страны, безусловно, предполагает внедрение инновационных, прорывных технологий. Каких именно? Что для этого потребуется?

– Основные направления инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года включают развитие транспортно–логистических систем в едином транспортном пространстве, создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта, разработку и внедрение перспективных технических средств и технологий инфраструктуры путевого хозяйства, железнодорожной автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения и т. д. Отдельно выделю необходимость внедрения технологий для организации грузового тяжеловесного движения и задачу по повышению энергетической производственной деятельности. Несомненно, инновационное преобразование железнодорожной отрасли будет продолжаться за счет расширения сферы применения новых технических средств, оборудования и программного обеспечения, совершенствования технологии перевозок, повышения эффективности малоинтенсивных линий, внедрения ресурсосберегающих технологий. Основными приоритетами при этом являются организация непрерывного процесса повышения операционной эффективности и оптимизация расходов, включающая целостность и комплексность всех ключевых видов деятельности.

– Насколько полно железнодорожная отрасль обеспечена в правовом отношении? Есть ли необходимость совершенствования законодательства и в каких вопросах?

– Основа существующего правового регулирования железнодорожного транспорта была заложена на подготовительном этапе структурной реформы железнодорожного транспорта. Так, для перехода железнодорожной отрасли к новым экономическим отношениям был принят большой пакет нормативно–правовых актов, которые закрепили основы государственного регулирования в данной сфере, принципы ценообразования, правовое положение основных участников отношений в сфере железнодорожного транспорта, особенности приватизации и имущественных отношений на железнодорожном транспорте. Уставом железнодорожного транспорта РФ и изданными в соответствии с документом Правилами перевозок железнодорожным транспортом урегулированы вопросы взаимоотношений между участниками перевозочного процесса.

На сегодняшний день изменение законодательства в области железнодорожного транспорта осуществляется для решения конкретных проблем, возникающих в правоприменительной деятельности. Так, путем внесения точечных изменений в законодательные документы в последнее время были сформированы правовые условия для перевозки порожних вагонов, взимания платы за непроизводительный простой на инфраструктуре железнодорожного транспорта, за текущий отцепочный ремонт и т. д. Таким образом, обеспечение законодательством сферы железнодорожного транспорта в целом можно охарактеризовать как достаточное.

Беседу вел 
Артем ОЗУН, 
обозреватель «ТР»

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Выступления и интервью
0.0606 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.