Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Выступления и интервью
17 Ноября 2025

Опубликовано 17 Ноября 2025

Андрей Никитин: «Транспорт — это мощнейший драйвер развития инноваций и экономического роста»

Глава Минтранса рассказал об отраслевых приоритетах

Транспорт, без преувеличения, является универсальным инструментом, который не только обеспечивает работу промышленности, но и связывает жителей всей нашей огромной страны. Бизнес это или социально значимый сервис, поддерживать который должно государство, — тема бесконечной дискуссии. Ответ на этот вопрос важен, но важнее то, что в транспортной сфере сейчас происходит масштабная трансформация, которая должна вывести отрасль на новый уровень конкурентоспособности и обеспечить развитие на внешних рынках.
 

— Какие цели ставит сейчас перед собой министерство? Как лично вы видите миссию ведомства для создания принципиально нового транспортного каркаса страны?

— Давайте начнем с тех задач, которые поставил председатель правительства в июле 2025 года. Первое — разработать закон о транспортной политике, который должен разграничить полномочия Минэка, Минпромторга и Минтранса. В частности, в нем должно быть четко прописано, что такое единая транспортная система. Второе — обновить транспортную стратегию, горизонт которой мы планируем расширить до 2050 года. Утвердить ее планируется до декабря 2026 года. Стратегия, разработанная в 2021 году, неплохо отражает технологические тренды, но не учитывает изменения, произошедшие после начала СВО.

Если говорить о единой транспортной системе с точки зрения грузоотправителя или пассажира (в случае с пассажирскими перевозками), то по большому счету для них важно одно и то же — время в пути и цена. Если транспортные отрасли рассматривать через эти параметры, понятно, что мы не можем развивать разные виды транспорта по отдельности и без увязки с развитием смежных отраслей: промышленности, сельского хозяйства, энергетики и т. д.

То, что отдельные направления, такие как речные перевозки, медленно развиваются, — это как раз результат решений, которые принимались без учета транспортного баланса. С другой стороны, отдельные эксперты пытаются сравнить нашу Волгу с Янцзы (самая длинная река в Евразии, расположена в Китае. — «Эксперт»). Нужно принимать во внимание два нюанса. Во-первых, китайское правительство как минимум последние лет 30 целенаправленно выстраивало промышленность вдоль Янцзы для перевозки грузов. Советская промышленность на Волге использовала реку как вспомогательную, а не основную транспортную артерию. Второй нюанс — это климат. В России от полугода до девяти месяцев реки находятся подо льдом. Поэтому столь же амбициозные цели (по речным перевозкам. — «Эксперт»), как в КНР, нам будет сложно поставить. Но это не значит, что про речные перевозки нужно забыть в принципе.

Управление и координация транспорта в целом возможны за счет формирования межотраслевого баланса. Для этого мы планируем внедрение нового инструмента — транспортно-экономического баланса, который позволит фокусироваться на реализации наиболее важных и эффективных проектов.

ТРАНСПОРТ — ЭТО МОЩНЕЙШИЙ ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. И КАЖДАЯ ВЕХА В ИСТОРИИ БЫЛА СВЯЗАНА С ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

Сначала появились речной и гужевой транспорт, затем активно развивали автодорожную сеть, потом уже в эпоху Российской империи появились железные дороги (с ними во многом связано освоение Сибири и Дальнего Востока), в Советском Союзе — авиасообщение. То есть каждый отрезок российской истории связан с теми или иными новыми, прорывными технологическими решениями на транспорте.

— Если взглянуть на транспортную отрасль с точки зрения управления, эффективнее ее рассматривать как коммерческое предприятие (бизнес) или как социальный проект, призванный обеспечить перемещение грузов и людей?

— Я считаю, что сама постановка такого вопроса — «или бизнес, или социальный проект» — искусственно разделяет то, что по своей сути является единым организмом. Хотя я недолго прожил в СССР — советская власть закончилась, когда мне было 12 лет, но термин «народно-хозяйственный комплекс» мне очень близок. И сегодня наша ключевая задача — найти ему современное, эффективное прочтение.

С одной стороны, есть очевидная социальная функция. Например, задачу по улучшению демографической ситуации решить невозможно без развития малых городов. В них должны быть хорошая работа, школы и детсады, здесь же бабушка с дедушкой, тут же трое детей, а не «городская модель» — один человек плюс собака или кошка. И вопросы транспортной доступности будут иметь колоссальное значение. Без надежной связи с центрами ни о каком развитии территорий речи идти не может. С другой стороны, транспортная модель напрямую формирует и структуру бизнеса. Появление, например, маркетплейсов было бы невозможно без развития логистики и транспорта.

Поэтому транспорт — это инфраструктурный каркас для национального развития. И крайне важно просчитывать, как строительство новой дороги или логистического хаба повлияет не только на грузопоток, но и на создание новых рабочих мест, миграцию населения, налоговые поступления и развитие смежных отраслей: промышленности, сельского хозяйства, энергетики. Мы не можем рассматривать транспортные проекты в отрыве от их комплексного эффекта, в том числе социального.

— Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург — один из главных инфраструктурных проектов сегодняшней России. Какие ключевые задачи он призван решить и почему, как вы считаете, именно сейчас настал момент для его реализации?

— Автомобиль движется со скоростью условно до 200 км/ч, а по правилам — до 130 км/ч. Обычный поезд сопоставим или медленнее в зависимости от ситуации на дороге. Сразу за ними идет самолет — это около 800 км/ч. Ниша от 200 до 400 км/ч фактически оказалась не заполнена. Также понятно, что высокоскоростной железнодорожный транспорт имеет абсолютное преимущество перед авиацией на расстояниях до 1 тыс. км.

Важно понимать, что ВСМ — это не просто проект дороги или поезда. Это инновационный проект с точки зрения технологий. В таком климате, как у нас, ВСМ пока никто еще не строил. Поэтому мы создаем собственные технологические решения, опираясь на лучшие мировые практики, но разрабатывая их с учетом российских реалий.

В первую очередь упомяну разработанную группой «Нацпроектстрой» уникальную безбалластную рельсовую плиту. На таких высоких скоростях использование традиционных шпал и балласта невозможно. Наша плита во многом превосходит зарубежные аналоги: она обладает большей прочностью, выдерживает более широкий температурный диапазон и обеспечивает повышенную устойчивость пути.

Еще одно решение, где внедрены российские разработки, — двухсистемный тяговый привод, который обеспечивает движение высокоскоростного поезда, а также редукторы, инверторы, тормозные диски и колеса. Комплектующие поезда создавались РЖД и холдингом «Синара». Первые кузова поездов также уже находятся в производстве.

Электронный мозг ВСМ — цифровая система управления движением поездов — тоже отечественный. Наш высокоскоростной поезд будет самостоятельно контролировать движение, анализировать препятствия, оптимизировать расход энергии.

По сути, мы создаем целую отрасль промышленности, в которую будет вовлечено порядка 150 предприятий. Важно, что экономические эффекты от реализации проекта будут реализованы примерно для трех десятков регионов страны, а не только четырех, через которые непосредственно пройдет магистраль. Совокупный экономический эффект проекта исчисляется триллионами рублей дополнительных поступлений в бюджет.

ОДНАКО СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ВСМ ВЫХОДИТ ДАЛЕКО ЗА РАМКИ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ — МЫ ЗАКЛАДЫВАЕМ НАДЕЖНУЮ ОСНОВУ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ВПЕРЕД

— Почему было выбрано именно это направление — Москва—Санкт-Петербург, только ли из-за трафика?

— Прежде всего обращу внимание, что это лишь первый проект ВСМ. Сейчас обсуждается строительство скоростных магистралей и на других направлениях; есть поручение президента этот вопрос до 30 марта 2026 года проработать. Перспективные направления ВСМ из Москвы — это Екатеринбург, Адлер, Минск. Проект ВСМ из столицы в Петербург пока наиболее эффективный с точки зрения экономики. Опыт строительства и эксплуатации ВСМ из Москвы до Петербурга позволит оценить все плюсы и минусы, реальные затраты и обкатать технологии.

Запуск пробного поезда состоится через несколько лет на первом 100-километровом участке ВСМ. Больше сотни километров — мы их укладываем в первую очередь, чтобы посмотреть, как работает связка «путь—поезд». Конечно, на больших расстояниях, от Москвы до Владивостока, например, ВСМ не сможет тягаться с авиацией. Но такие дороги будут рассматриваться как связь между агломерациями, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. К 2050 году транспортная архитектура страны кардинально изменится, а протяженность сети ВСМ составит 4,5 тыс. км.

— Стратегическая задача состоит в том, чтобы пересадить пассажиров на ВСМ, а существующие пути освобождать под грузовое движение?

— Перевод пассажирских перевозок на новую ВСМ Москва—Санкт-Петербург освободит значительный ресурс действующей железнодорожной инфраструктуры и создаст возможность для организации прямого и бесперебойного грузового движения. Грузооборот возрастет более чем на 100 млн тонн в год. Конечно, мы не покроем все пути общего пользования параллельными ВСМ. Но в каких-то узких местах, там, где наибольшие грузопотоки, это сработает. Кстати, есть очень интересный китайский кейс — там высокоценные грузы начали возить по ВСМ, в составе пассажирских поездов появился грузовой вагон.

— Мы все говорим про ВСМ, но не будем забывать, что есть и обычная сеть железных дорог. С учетом глобального спада спроса на уголь и падения транзита целесообразно ли продолжать тратить деньги на модернизацию Восточного полигона (БАМа и Транссиба)?

— Я уверен, что совершенно точно нельзя строить транспортную сеть под текущую задачу. Всегда нужно строить ее на перспективу, потому что этот процесс долгий. И сейчас сказать: «У нас упала перевозка угля, поэтому давайте мы лапы сложим, ковриком накроемся и делать ничего не будем» — нельзя. Потому что когда-то эта ситуация изменится.

НЕСМОТРЯ НА ТРУДНОСТИ, ТАКИЕ КАК КОЛЕБАНИЕ ЦЕН НА УГОЛЬ ИЛИ СЛОЖНОСТИ В ТРАНЗИТЕ, ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ ОСТАЮТСЯ ПОЗИТИВНЫМИ: СПРОС НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ К ПОРТАМ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА БУДЕТ СТАБИЛЬНО РАСТИ

Мы ожидаем, что к 2030 году объем перевозок по этому направлению достигнет 210 млн тонн. Риски есть, и нам нужно действовать ритмично и слаженно. Для успеха критически важно обеспечить стабильное финансирование, синхронизировать наши планы с потребностями грузоотправителей и строго соблюдать графики модернизации инфраструктуры.

— Что делает министерство для развития международных транспортных коридоров?

— Мы ставим в приоритет развитие наиболее перспективных транспортных коридоров, которые позволят выходить на новые для наших экспортеров быстрорастущие рынки Юго-Восточной Азии и Африки. Эта работа носит комплексный и стратегический характер в рамках реализации национальных проектов. Речь идет о создании принципиально новой транспортной географии, где Россия выступает ключевым логистическим мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом.

Транзит через Россию должен быть удобен. Есть поручение президента обеспечить прохождение пунктов пропуска за десять минут. Десять минут для кого? Для водителя, у которого нет никаких личных ограничений на выезд, который везет легальный груз, который заранее подал на него документы... В принципе мы понимаем, что эта цифра достижима. В порядке эксперимента такой режим уже создан в Дагестане на погранпереходе «Тагиркент—Казмаляр». Всего же в рамках нацпроекта до 2030 года будет построено и модернизировано 27 приоритетных пунктов пропуска через государственную границу.

Если говорить о конкретных коридорах, то развитие коридора «Север—Юг» — это Россия, Азербайджан, Иран — идет не без сложностей. Но мы видим сейчас, что, после того как на саммите ШОС наш президент встретился с президентом Ирана, появился дополнительный импульс и работа пошла быстрее на иранской части. С Азербайджаном у нас координация более плотная — там надо построить ключевой кусочек железной дороги. За последние несколько месяцев мы сделали больше, чем за предыдущий период. Здесь огромное спасибо Виталию Геннадьевичу Савельеву (вице-премьеру. — «Эксперт»), который все это курирует. Мы прогнозируем, что к 2030 году будет создана возможность увеличить перевозки по коридору более чем в два раза — с 16 млн тонн в 2021 году до 35 млн тонн в 2030 году. Этот рост — часть более масштабной задачи: обеспечить к 2030 году только по железным дорогам и портам в ключевых направлениях прирост провозной способности в 150 млн тонн.

Коридор «Европа—Западный Китай». У нас уже в 2023 году с партнерами из Казахстана была подписана «дорожная карта» по синхронизации нашей работы по дорогам. В принципе она выполняется. Туркменистан в эту историю сейчас включается активно.

Интереснейшая история — это трансарктический коридор. Недавно совсем первое китайское судно по нему прошло в Европу. Наша ключевая задача на сегодня — сформировать аварийно-спасательный флот, чтобы обеспечить безопасность и снять риски с перевозчиков. Все необходимые решения приняты, флот строится. Особый вопрос — развитие железнодорожных подходов к Мурманску. В принципе мы там двигаемся достаточно неплохо для тех мощностей, которые мы сегодня прогнозируем.

Таким образом, мы целенаправленно формируем устойчивый транспортный каркас страны.

— Есть ли смысл внести изменения в Водный кодекс и разрешить судам под чужим флагом заходить, например, из Каспия в Волгу?

— А это уже сейчас возможно. Судно под иранским флагом с иранским грузом может выйти из Каспия и разгрузиться хоть в Нижнем Новгороде. Мы такие разрешения теперь можем давать — это нормативная база позволяет. Вот заниматься каботажем, работать между нашими внутренними портами — нет. Это привело бы к конкуренции с нашим флотом, а у нас задача — инвестировать в его обновление. Разрешив каботаж, мы придем к тому, что наш российский бизнес зарабатывать не сможет. А оттого что где-то в Иране кто-то выплатит зарплату иранским рабочим, нам никакой радости не будет.

— А как вы относитесь к идее каботажа применительно к авиационным перевозкам. Не секрет, что уже заметен дефицит провозных емкостей, и он, видимо, будет сохраняться, пока наши авиастроители не начнут массово выпускать новые самолеты?

— В авиации мы такую возможность уже дали (правила выдачи разрешений на такую перевозку вступят в силу в марте 2026 года. — «Эксперт»). Наши авиакомпании смогут использовать воздушные суда авиакомпаний из дружественных стран и выполнять рейсы. Речь идет о механизме «мокрого лизинга» (передача в аренду самолета вместе с экипажем. — «Эксперт»). Для нас интересы пассажиров на первом месте — нам очень важно обеспечить авиационную подвижность населения.

— Кто-то из иностранных авиакомпаний уже согласился? Ранее заявлялось о проработке таких сделок с Казахстаном...

— Пока таких примеров нет. Понятно, что коллеги опасаются возможных санкционных ограничений. Переговоры ведутся. Но приоритетом, как и в судостроении, все же является работа с Минпромом, с Объединенной авиастроительной корпорацией по формированию программы по выпуску отечественных воздушных судов, а также развитие технических возможностей наших авиакомпаний по обслуживанию существующего парка. Они уже проделали огромную работу по этому направлению, в том числе по импортозамещению ПО. В итоге благодаря этому после хакерской атаки на информационные системы «Аэрофлота» (произошла 28 июля. — «Эксперт») им удалось очень быстро восстановить работоспособность.

— С 15 сентября Китай отменил въездные визы для россиян. Как отреагировали на это решение российские авиаперевозчики — они увеличили частоту рейсов в китайские города?

— Спрос на авиаперелеты в Китай активно растет: только за последние восемь месяцев наши авиакомпании перевезли более 1 млн пассажиров, что почти на 50% больше, чем за тот же период прошлого года. Уверен, что перевозчики оценят эту возможность и усилят свое присутствие на китайском направлении.

— В условиях санкций особое стратегическое значение приобретает обеспечение грузопотоков в Калининградскую область с «большой земли», так как это наш полуэксклав в Европе. Компании из региона жалуются, что сложно дождаться грузов, которые не приоритетные, не продовольственные и не военные. Сколько паромов объективно нужно для снабжения Калининграда и когда они могут появиться? Недавно контракт на два новых парома для линии Усть-Луга—Балтийск был расторгнут.

— Ситуацию в регионе держим на контроле. На линии Усть-Луга—Балтийск сейчас работают четыре парома. Два упомянутых вами парома есть в плане строительства, вопрос о третьем рассмотрим в 2026 году. Кроме паромов, в перевозках участвуют более 20 судов от десяти компаний, которые готовы предоставить еще больше судов, если наземный транзит полностью остановится. В чем справедливы опасения жителей области и в чем прав губернатор — так это в том, что здесь мы как раз не можем ждать возникновения этого дефицита, а потом реагировать. Тут мы должны быть проактивны. И мы этим занимаемся.

— Давайте поговорим про беспилотный транспорт. В начале сентября в Москве был запущен (пусть и с существенными ограничениями) первый беспилотный трамвай. Свои беспилотные электропоезда РЖД испытывает уже около пяти лет. По М-11 ездят беспилотные грузовики. Каковы дальнейшие перспективы внедрения беспилотного движения?

— Хочу отметить: есть одно общее недопонимание про беспилотный транспорт — сложился миф, что это какой-то отдельный вид транспорта. Это не так. Это все то же движение по воде, реке, морю, дороге, в котором постоянно растет степень автономности. Мы поддерживаем этот тренд. Сейчас Минтранс и правительство Москвы совместно работают над федеральным законом, который создаст правовую основу для внедрения беспилотных технологий в транспортной сфере.

Ровер-курьер в это регулирование не попадет — он движется как пешеход. А вот трамвай, грузовик, беспилотное такси попадут. Но мы должны убедиться в безопасности этого движения. Мой прогноз: в ближайшие три-четыре года беспилотное движение в России не выйдет за пределы «коридоров». В этом смысле трасса М-11 ничем не отличается от трамвайных городских рельсов. М-11 даже гораздо более защищенный «коридор» для высокоавтоматизированных транспортных средств, потому что ее не пересекают пешеходы. Мы не гонимся за модой и не стремимся к быстрому внедрению новых технологий любой ценой. Главный приоритет — безопасность пассажиров.

Следующий виток внедрения «беспилотия» — это сфера жилищно-коммунального хозяйства. В Москве уже по паркам ездят беспилотные уборщики. Большое развитие получат агродроны. Мы с Минсельхозом совместно формируем спрос на них. Как только появился четкий запрос, появилась бизнес-модель применения, появилась экономика — коллеги сформулировали к нам требования, и мы эти требования сейчас вносим в воздушную регуляторику. С ГТЛК ведем переговоры о расширении программы закупок беспилотного транспорта: помимо беспилотных воздушных судов, в фокусе внимания теперь находится и беспилотный автомобильный транспорт.

— Сервис Сбера «Самокат» в этом году начал тестировать авиадоставку продуктов в дронопорты в Нижнем Новгороде. Следите ли за этим проектом? И наблюдается ли спрос на такую доставку?

— Конечно, следим. Но спрос оценить пока не готов. Могу сказать, что по роверам «Яндекса», например, доставка находится около точки экономической окупаемости. Спрос, очевидно, будет.

— Если посмотреть на мировую практику внедрения беспилотных технологий на транспорте, где находится Россия в ней? Возглавляет это движение или плетется в хвосте?

— Мое мнение: мы входим в тройку стран-лидеров по развитию беспилотного транспорта. По отдельным технологиям мы первые, по другим — третьи. В целом идем хорошими темпами. В топ-3 стран также входят Китай и США. Объединенные Арабские Эмираты тоже активно врываются в эту историю.

— В следующем году в России по поручению президента впервые пройдет Международный транспортно-логистический форум. Расскажите, что на повестке, каких гостей ожидаете?

— Мы традиционно проводим осенью «Транспортную неделю», где обсуждаем с отраслью всевозможные транспортные вопросы, в том числе международные коридоры. Но международная транспортная повестка становится для нас все шире. Поэтому мы попросили — и нас руководство страны поддержало — разнести внутреннюю транспортную повестку и международную на два разных форума. «Транспортная неделя» останется — это будет прежде всего разговор внутри страны, с сообществом, с экспертами. Международный форум будет в большей степени посвящен «справедливой» логистике, тому, что мы хотим строить мир без политически обусловленных ограничений. Форум пройдет в Санкт-Петербурге — рассчитываем на максимально широкий охват и участие международных коллег.

Развитие транспортных связей — это ключевая тема в международной повестке. Она позволяет укреплять экономику, развивать культурные связи, туризм и деловую активность. Наше международное сотрудничество не прекращалось ни в какие моменты и осуществляется на постоянной основе в самых различных форматах и уровнях. Мы наблюдаем постоянное наличие транспортной повестки в переговорах высшего уровня.

Закрепляем это документами разных форматов. В первую очередь это международные договоры — документы, создающие долгосрочные обязательства сторон. В этом году заключили соглашение о сотрудничестве в области морского транспорта с Ираком, вступили в силу ранее подписанные соглашения с Азербайджаном по развитию транзитных перевозок по МТК «Север—Юг», с Беларусью — о международных автомобильных перевозках, а также аэронавигационных и аэропортовых сборах.

Расширяем практику подготовки и подписания документов в формате меморандумов и «дорожных карт» взаимодействия транспортных ведомств — в этом году подписали такие с ОАЭ, Оманом, Индонезией, Таджикистаном, Суданом, Афганистаном.

России есть что предложить партнерам. Помимо собственно транспортного сообщения обсуждаем вопросы транспортного образования, городской мобильности, транспортной безопасности. Отдельно выделю цифровую повестку: мы выступаем одними из лидеров по целому ряду направлений. Это находит отражение и в практических решениях — отмечу принятые решения на уровне ЕАЭС о концепции по совершенствованию взаимодействия интеллектуальных транспортных систем, на уровне СНГ — стратегию цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров.

Максимально широкий охват имеет многостороннее сотрудничество: обеспечиваем эффективное взаимодействие в форматах ШОС, БРИКС, АТЭС, ОСЖД, в отраслевых организациях системы ООН. Все это создает предпосылки для углубления взаимодействия.

— Как вы оцениваете уровень цифровизации транспортной отрасли? Электронные накладные (в том числе для трансграничных перевозок), смарт-контракты — эти технологии уже давно проходят стадию внедрения, но все еще не стали массовыми. К этому не готовы участники рынка или госорганы?

— Уровень цифровизации в транспортной отрасли сегодня один из самых высоких в экономике России. И в следующем году нас ждут действительно революционные изменения. Хороший пример динамики — электронные перевозочные документы: проект стартовал всего три года назад, а через систему уже оформили около 25 млн документов.

Ключевой драйвер — создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Сейчас электронная транспортная накладная применяется добровольно, но с 1 сентября 2026 года цифровой формат станет обязательным через платформу «Гослог». Это станет точкой невозврата, после которой бумажные документы уйдут в прошлое. Экономический эффект значительный: вместо бумажной накладной за 700 руб. будет электронный документ за 15 руб.

В результате перехода на «цифру» срок среднеарифметической внутренней перевозки сократится с семи до трех дней. Время расчетов по международным сделкам снизится с 28 до 3 дней, а прохождение границы для грузовика будет занимать не более 10 минут. Особое внимание мы уделяем международному направлению — в 2023 году успешно реализован пилотный проект по электронным товарно-транспортным накладным с Беларусью. Более того, в феврале 2026 года на территории всего Евразийского экономического союза начнется отслеживание перевозок с применением навигационных пломб. Это создаст единое информационное пространство для грузоперевозок, сделает доставку грузов прозрачной и бесшовной на всем пути следования.

Позднее планируется интегрировать системы «Гослога» с системами «ЭРА-ГЛОНАСС» — и мы получим полный контроль над логистической цепочкой. Когда данные от «ЭРА-ГЛОНАСС» объединятся с электронными перевозочными документами, функционал позволит наблюдать сразу три вида транспорта в «одном окне»: автомобильный, морской и железнодорожный, преодолев цифровую разрозненность.

Это поможет нам и в транспортном планировании, ведь сейчас почти невозможно оперативно оценить грузопоток между, например, Новгородской областью и Хабаровским краем. С электронной накладной мы будем понимать, что у нас реально едет и куда. Это позволит создать транспортно-экономический баланс.

Что касается смарт-контрактов, то здесь тоже есть прогресс — некоторые компании уже их протестировали. Для массового внедрения нужно изменить законодательство, и эта работа ведется.

Анастасия Львова, Александр Волобуев, Алексей Харнас, «Эксперт»

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Выступления и интервью
0.0585 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.