Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Выступления и интервью

Доклад замминистра транспорта Измайлова Ч.Ш. на парламентских слушаниях в Госдуме 18.04.2002, посвященный состоянию и перспективам развития российских транспортных коридоров

Опубликовано 23 Апреля 2002

«Состояние и перспективы развития российских транспортных коридоров
«Европа-Азия»

Доклад Заместителя Министра транспорта Российской Федерации 
Измайлова Чингиза Шамилевича 
на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации 
18 апреля 2002 года

Уважаемые участники парламентских слушаний!

Вопросы реализации транзитного потенциала России в последние годы привлекают к себе особое внимание. Привычными стали такие понятия, как международные транспортные коридоры, интермодальные перевозки, логистические системы доставки грузов.

Транзит как своеобразная форма экспорта транспортных услуг имеет особое значение для России - страны, занимающей значительную часть евроазиатского континента.

Наши предки сто лет назад проложили Великую транссибирскую магистраль, что позволило связать российские порты на Балтике и Дальнем Востоке. Сегодня мы называем этот евразийский транспортный коридор главной широтной артерией страны. В последние годы активные усилия России в значительной степени продвинули формирование второго евроазиатского транспортного коридора, проходящего по территории нашей страны в меридиональном направлении, который получил название «Север-Юг».

Что же такое коридоры в современном понимании? Это, прежде всего, направления, по которым концентрируется перемещение значительных объемов грузов, часто различными видами транспорта. Международные транспортные коридоры обеспечивают, прежде всего, перевозки грузов внешней торговли – экспортно-импортных и транзитных. Кроме того, по этим направлениям осуществляются межрегиональные перевозки. В совокупности все эти перевозки позволяют оценить уровень загруженности транспортной сети, необходимость ее развития, перспективы отдачи от привлекаемых инвестиций в развитие инфраструктуры.

Каковы перспективы российских транспортных коридоров? В основном они зависят от проблем рынков, потому что без рынков не существует перевозок ни в одной части мира. Главная ставка делается на огромные объемы торговли между странами Европы и странами Азии. В настоящее время они оцениваются порядка 600 млрд. долларов и имеют тенденцию дальнейшего роста.

Если говорить о международном товарообмене на евроазиатском направлении, тяготеющем к Транссибу, то, например, объемы перевозок между такими странами, как Япония, Республика Корея и Китай и государствами Европы составили в 2000 году 64 млн.тонн, из них контейнеропригодных грузов – около 27 млн.тонн. По экспортным оценкам, перевозки грузов между указанными странами и Европой могут возрасти к 2010 году в полтора раза, в том числе перевозки контейнеропригодных грузов – в 1,7 раза.

Сегодня основной объем перевозок между странами Европы и Азии осуществляется морским путем через Суэцкий канал. Острая конкурентная борьба между судоходными компаниями привела к ускоренному обновлению транспортного флота, и, как следствие, более высокой скорости, технологичности и экономичности перевозок. Сроки доставки грузов на этом маршруте протяженностью 21 тыс. км составляет 30-35 суток при стоимости перевозок 850 долларов за один контейнер.

С другой стороны, сухопутный мост между Европой и Азией по Транссибу намного короче, всего 11 - 12 тыс. км. Однако по нему перевозится только 1% от общего объема перевозок грузов в контейнерах, которые в настоящее время превышают 6 млн. единиц двадцатифутовым исчислением при суммарной стоимости товарной массы 250 млрд. долларов. Предполагается, что из этого контейнеропотока к российским транспортным коммуникациям тяготеет 10 -15%.

Пропускные и провозные способности Транссиба позволяют обеспечить пропуск транзитного потока контейнеров до 200 тыс. в ДФЭ. Известно, что максимальные размеры потоков грузов в контейнерах по Транссибу были достигнуты в 1981 году и составили около 140 тыс. контейнеров в ДФЭ и в основном это были грузы из Японии в страны Западной Европы.

Однако в начале 90-х годов объемы перевозок упали до 20 тыс. контейнеров. С одной стороны, это объясняется тем, что иностранные судоходные компании начали строить крупные суда - контейнеровозы и значительно увеличили парк крупнотоннажных контейнеров. В результате ставки фрахта на Трансокеанском маршруте упали в 3 раза вследствие снижения себестоимости перевозок.

С другой стороны, иностранных грузовладельцев не удовлетворяет качество транспортного сервиса на наших магистралях. Длительное время из-за отсутствия современных информационных технологий не обеспечивались требования грузовладельцев по предоставлению информации о дислокации контейнеров. Имели место хищения и несвоевременная доставка грузов. Кроме того, известны перебои в работе Транссиба в связи с забастовками шахтеров в ряде сибирских регионов в начале 90-х годов.

Все это привело к перераспределению объемов перевозок транзитных грузов с Транссибирского на Трансокеанский маршрут. В последние годы предпринят ряд эффективных мер, которые позволили увеличить к настоящему времени объемы перевозок транзитных контейнеров до 45 тыс. ДФЭ. Однако эти объемы, исходя из имеющегося грузообмена между Европой и Азией и технических возможностей Транссиба, являются недостаточными.

Основными причинами, сдерживающими дальнейшее увеличение перевозок грузов по Транссибу, являются:

1. Отсутствие сквозной тарифной ставки на перевозку контейнеров от пункта отправления до пункта назначения, работающей на единый результат.

2. Необоснованно высоки ставки терминальной обработки в порту Восточный, более чем в два раза превышающих аналогичные ставки в портах Пусан и Шанхай.

3. Высокий уровень фрахта на морском «плече» Транссиба. Удельная стоимость одного контейнерокилометра при перевозке морем от портов Японии и Кореи до порта Восточный в 7,7 раза выше, чем по железной дороге от станции Находка - Восточная до Бреста и в 5 раз выше, чем на Трансокеанском маршруте.

4. Высокие тарифные ставки на перевозки контейнеров по железным дорогам Польши и Германии, которые в 11 раз выше, чем по российским железным дорогам. В целом, на Транссиб приходится не более 25% сквозной тарифной ставки от всего маршрута перевозки между Европой и Азией.

5. Ограниченная возможность влияния со стороны российского оператора на сквозную тарифную ставку, поскольку около 60% этой ставки формируется за пределами России.

6. Высокая доля в суммарной тарифной ставке затрат на аренду контейнеров из-за дисбаланса транзитных грузопотоков в западном и восточном направлениях, а также в связи с тем, что на российском рынке транспортных услуг не представлены крупные международные компании, осуществляющие лизинг контейнеров.

Столь подробное рассмотрение существующих проблем организации транзитных перевозок по Транссибу, в целом достаточно отработанному транспортному маршруту, имеет непосредственное отношение к вновь формируемому евроазиатскому коридору «Север – Юг». Очевидно, что большинство проблем привлечения грузов на Транссиб аналогично и для этого меридионального маршрута, который также конкурирует с южным морским путем через Суэцкий канал. Поэтому и ряд мер по привлечению дополнительных объемов транзитных грузов на эти два маршрута имеют общую природу.

В последнее время все чаще говорят о целесообразности создания единого оператора контейнерных перевозок по каждому коридору. В их компетенцию должны войти организация, регулирование и регламентация всех вопросов, касающихся транспортировки грузов от склада готовой продукции отправителя до аналогичного склада грузополучателя. В решении этого вопроса необходима осмотрительность. Надо еще раз проанализировать опыт работы единого оператора до 1992 года, а также тех операторов 90-х годов на Транссибе, которые имели собственный подвижной состав.

Как представляется, последовательное решение указанных выше задач позволит превратить как Транссиб, так и коридор «Север – Юг» в мощные транспортные мосты между Европой и Азией, способные осуществлять значительные объемы перевозок транзитных грузов.

Создание сети комбинированных перевозок, стыкующихся с аналогичными зарубежными сетями, вызывает необходимость приведения ряда участков российской транспортных коридоров в соответствие с едиными евроазиатскими стандартами. Для коридора «Север – Юг» в этом отношении наиболее сложный участок – Астраханский транспортный узел. Необходимость его развития, как правило, увязывают с перспективами развития данного коридора, называя цифры 10 – 20 – 30 млн. тонн в год.

Прогнозы разные, но необходимость укрепления позиций России на Каспии как морской державы и обеспечения развития водно-железнодорожных связей с государствами Средней Азии и Кавказа, Ираном и другими государствами очевидна. Именно этим было вызвано строительство порта Оля и его развитие в рамках транзитного коридора «Север – Юг». Тем более, что в последнее время наметилось отставание пропускных возможностей российских устьевых и морских портов на Каспии от фактически предъявляемой грузовой базы и, прежде всего, грузов российско-иранской торговли, в связи с чем в 2001 году существенное количество грузов российского экспорта в Иран переориентировалось на другие порты.

Через 5 лет потребность перевалки грузов в порту Оля достигнет 3,5 - 4 млн.тонн, что позволит освоить экспортно-импортные грузопотоки на индийском направлении, обеспечить обработку автомобильных паромов в сообщении с портами Ирана, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана.

На сегодняшний день транскаспийское направление коридора «Север – Юг» является приоритетным. В пользу этого говорит сложившаяся транспортно - технологическая схема доставки грузов российско - иранской торговли, известная независимость от политической ситуации в сопредельных государствах, эффективная альтернатива коридору ТРАСЕКА. Но реализовать потенциальные возможности этого маршрута можно, только построив железную дорогу к порту длиной 50 км. Ее отсутствие не позволяет создать условия для дальнейшего роста грузооборота порта, привлечь дополнительные грузопотоки, в том числе транзитных грузов, повысить привлекательность порта для потенциальных грузоотправителей и инвесторов.

Корни этой проблемы, как представляется, в естественной конкуренции видов транспорта, поскольку в данном случае существуют варианты сухопутных железнодорожных отходов Каспия, по его западному, а также восточному побережью. В принципе наличие полимагистралей в составе транспортного коридора надо приветствовать, поскольку это, помимо всего прочего, дает возможность грузовладельцам и экспедиторам выстраивать оптимальную логистику перевозок, не позволяет завышать тарифную ставку на том или ином виде транспорта.

Однако применительно к формированию коридора «Север – Юг» необходимо соблюдать определенную этапность в условиях ограниченных инвестиционных возможностей. Наша позиция заключается в том, чтобы сконцентрировать первоочередные усилия на развитии комбинированных перевозок в этом регионе, что означает соединение порта Оля с магистральным железнодорожным транспортом.

Кстати, здесь есть нечто общее и с ситуацией на Дальнем Востоке при рассмотрении проекта соединения Транскорейской магистрали с Транссибом с учетом перевозок на «морском плече». И в этом случае государственный подход требует взвешенного анализа как экономических последствий столь масштабного проекта, так и его геополитического значения для укрепления торговых связей России с Кореей и другими странами АТР.

В конечном счете, потенциал транспортных коридоров должен расти не столько за счет амбициозных фондоемких проектов, сколько на основе целенаправленной расшивки «узких мест», эффективного регулирования, максимального привлечения инициативы и инвестиций частного бизнеса.

Развитие российских участков МТК идет в условиях активного формирования других широтных транзитных направлений в обход России. В этой связи можно назвать Трансазиатскую магистраль, северное звено которой проходит через Китай и Казахстан, а южное звено через Центральную Азию, Иран, Турцию идет в Европу. И, конечно, коридор ТРАСЕКА, соединяющий Центральную Азию с Европой через Закавказье.

Эти коридоры в известной мере являются конкурентами как Транссибу, так и коридору «Север – Юг», поэтому у нас нет иного выхода, как создавать такие условия перевозок по российским коридорам, которые успешно конкурировали бы с другими транзитными направлениями между Европой и Азией.

Перевозки по МТК в современном понимании неразрывно связаны с логистическими схемами доставки грузов, которые позволяют построить транспортную цепочку, работающую на потребителя и осуществляющую доставку грузов «точно в срок» при минимальных затратах. Для этого необходимо создание транспортных логистических центров в регионах России, прежде всего в тех субъектах Федерации, по территории которых проходят евроазиатские коридоры.

Говоря о МТК, не следует забывать об экспортно - импортных перевозках, т.е. грузах, которые идут для российских получателей. Внешнеторговые перевозки также являются базой для возрождения Транссиба и формирования нового коридора «Север - Юг». В этой связи, вызывает тревогу тенденция роста перевозок из стран Юго-Восточной Азии на Центральную Россию через Европу вместо перевозок по Транссибу.

Казалось бы, этот груз должен «принадлежать» Транссибу, потому что здесь этот маршрут дешевле и быстрее. Так в чем же дело? Почему клиенты предпочитают отправлять груз сначала в Финляндию, а только потом в Москву?

Основная причина в том, что таможенная очистка контейнеров по «серой схеме» в европейской части России на порядок ниже, чем на востоке страны. Кроме того, в Финляндии клиент имеет возможность организовать дешевое и безопасное хранение грузов на таможенных складах. Иногда груз хранится до 6 месяцев в ожидании продажи. В России это невозможно, во-первых, из-за таможенных правил, так как груз должен быть растаможен в течение двух месяцев, иначе последует его конфискация, и, во-вторых, из-за неподъемной стоимости хранения.

Кроме того, на железнодорожной таможне оформление импортируемых грузов занимает больше времени, чем оформление транзитного груза. Например, на таможне Транссиба в порту Восточный проверка документов на транзитный груз занимает 6 - 8 часов, однако оформление импортных грузов занимает несколько дней из-за проверки получателя и отправки телеграмм в место назначения помимо обычной проверки документов.

Как видно, высокая стоимость хранения контейнеров и наше таможенное законодательство искажают оптимальную логистику грузопотоков, что приводит к серьезным финансовым потерям. Для решения этих вопросов необходимо регулировать таможенное законодательство и поворачиваться в сторону потребителя.

Необходимо строить грузовые распределительные терминалы для импортных товаров на самом современном уровне в портах Восточный, Санкт-Петербург и других крупных транспортных узлах, откуда грузы могли бы отправляться после таможенной очистки в любой регион России. Все это приведет к удешевлению переработки и хранения грузов, и, следовательно, к переориентации грузопотоков на российские магистрали.

Современные геополитические реалии дают новые возможности реализации транзитного потенциала страны. Транспортная система России может быть востребована для транзитных перевозок гуманитарных грузов в связи с проводимой мировым сообществом гуманитарной операцией по постконфликтному урегулированию в Афганистане. Освоение этих потенциальных грузопотоков потребует выработки сквозной тарифной ставки для осуществления комбинированных перевозок этих грузов, а также освобождения их от всех налогов и сборов, за исключением оплаты транспортных услуг.

Инфраструктура международных транспортных коридоров – это не только железные дороги, морские и речные порты. Важной составляющей этих коридоров являются автомобильные магистрали. В рамках программы «Дороги России ХХI века» на рассматриваемых евроазиатских маршрутах предполагается построить и реконструировать свыше 8 тыс. км автомобильных дорог на сумму 225 млрд. рублей. Соответствующие проекты будут реализовываться в каждом федеральном округе.

Так, например, в Северо-Западном регионе будет построена Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга, построены и реконструированы подъезды к портам Ленинградской области в Финском заливе. В Южном регионе будет продолжено строительство важнейших федеральных автодорог, помимо строительства на федеральных дорогах «Дон» и «Кавказ», входящих наряду с магистралью «Каспий» в МТК «Север-Юг».

В Уральском регионе будет введен в строй исключительно важный для развития маршрута Европа – Азия автодорожный обход Казахстана. И, наконец, в Дальневосточном регионе, кроме важнейшей стройки страны - магистрали Чита – Хабаровск, будет осуществляться строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к дальневосточным портам.

Интеграция автодорожных маршрутов по территории России в сеть международных автомобильных дорог идет по исторически сложившимся направлениям международных перевозок и по кратчайшим расстояниям, обеспечивающим их максимальную эффективность.

Важную роль в реализации российских транспортных коридоров Европа – Азия играет разветвленная сеть внутренних водных путей России. Наличие парка судов смешанного «река-море» плавания, обеспечение круглогодичной навигации на Азовском море и Северном Каспии дает возможность внутреннему водному транспорту активно участвовать в выполнении перевозок грузов по МТК как по территории России, так и за ее пределами. В зону тяготения к внутренним водным путям на трассах коридора Север - Юг попадает 25 субъектов Российской Федерации. Проведены опытные перевозки индийских грузов в контейнерах через иранские порты на Каспии.

Всего коридором «Север- Юг» в 2001 г. по Волго - Балтийской трассе перевезено свыше 10 млн. тонн грузов и по Волго - Донскому каналу – свыше 8 млн. тонн грузов. Общий объем перевозки может быть доведен до 40 млн. тонн, что требует развития береговой материальной базы строительства новых типов судов «река-море», устранения ступенчатости глубин на реках Волге и Дон. В перспективе возможно продление трансъевропейского водного коридора № 7 (Дунай) через Волго-Дон до Каспия.

Важное значение имеет дальнейшее развитие национального транспортного коридора – Северного Морского Пути - кратчайшего коридора, соединяющего Европу с Дальним Востоком и Северной Америкой. Потенциальные грузы для этого коридора это не только транзит между портами Западной Европы, Дальнего Востока и Северной Америкой и Юго-Восточной Азии. Сегодня до 9 млн. тонн российских металлов и удобрений экспортируется в Юго-Восточную Азию южным морским маршрутом через Суэцкий канал, а могли бы идти по Севморпути.

Дополнительные грузопотоки могут появиться и при освоении месторождений углеводородов в Тимано - Печерском регионе, в бассейнах Оби и Енисея, на полуострове Ямал. Важное значение имеет работа по обновлению ледокольного флота – главного элемента инфраструктуры Севморпути.

Развитие коридора Северного морского пути имеет не только транспортное значение, тем более что в последнее время во всем мире повысился интерес к вопросам контроля над отдельными секторами Арктики.

Транспортные коридоры «Европа – Азия» - это еще и транссибирские воздушные трассы, а также кроссполярные авиамаршруты, обеспечивающие кратчайшее расстояние перелетов из Северной Америки в Азию. Пропускная способность центров управления воздушным движением и существующая система управления ими способны полностью удовлетворить потребности пользователей кроссполярных и транссибирских воздушных трасс на ближайшие несколько лет. По мере роста интенсивности воздушного движения и потребностей пользователей воздушного пространства потребуется дальнейшее техническое оснащение этих воздушных трасс.

Ритмичная работа транспорта по основным направлениям евроазиатских коридоров во многом зависит от согласованных действий железнодорожников, грузовладельцев и портовиков при обработке внешнеторговых грузов в российских морских портах. С этой целью, а также для недопущения сверхнормативного накопления вагонов на припортовых железнодорожных станциях на добровольной постоянной основе образованы региональные конференции грузовладельцев: Южная, Северная, Восточная, Балтийская.

Деятельность Конференций направлена на создание благоприятных условий для привлечения грузов на российские порты, выработку рекомендаций по совершенствованию таможенного и налогового законодательства для создания благоприятных условий при экспорте-импорте, а также транзите товаров и услуг, содействие беспрепятственному передвижению транспортных средств и грузов по транспортным коридорам.

Тесное деловое сотрудничество грузовладельцев с перевозчиками, стивидорами, экспедиторами и другими участниками транспортного процесса, по нашему мнению, будет способствовать также более эффективному использованию средств грузовладельцев в целях реализации инвестиционной политики в транспортном комплексе. Это полностью соответствует задаче, реализуемой Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России», в составе которой имеется подпрограмма «Международные транспортные коридоры».

Развитие всех видов транспорта подчинено в федеральной Программе единой системе целей. Большинство ее инвестиционных проектов привязано к транспортным коридорам, имеет четкие региональные привязки и согласовано с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах. В ходе разработки Программы достигнут новый уровень координации развития транспортной инфраструктуры с планами МПС России.

При этом федеральная Программа не является жестким планом. В значительной степени она носит индикативный характер и ориентирует транзитный бизнес, грузовладельцев и инвесторов на приоритетные направления реализации государственной транспортной политики.

Для лучшей координации работы заинтересованных ведомств и организаций необходимо ускорить создание структуры управления МТК. Головной, как нам представляется, должна стать Межведомственная комиссия по формированию, развитию и функционированию транспортных коридоров. Такая комиссия формируется Минтрансом России и МПС России. В тесном контакте с ней будут работать Координационный Совет МТК «Север – Юг» и международный Координационный Совет по Транссибирской магистрали.

Для эффективного управления транспортными коридорами необходим мониторинг внешнеторговых грузопотоков. Минтрансом России ведется работа по созданию программно-технического комплекса мониторинга указанных грузопотоков. С этой целью подготовлено соглашение с ГТК России об обмене соответствующей информационной базой. Мы надеемся, что наши коллеги в ГТК России окажут в этом вопросе полную поддержку.

В заключение отметил бы, что законодательная и исполнительная ветви власти проявляют ответственное отношение к развитию национальной инфраструктуры, созданию разумных правил и благоприятных условий для транспортного бизнеса, поддержке отечественных перевозчиков на международных транспортных рынках и реализации транзитного потенциала страны.

В конечном счете, транспортные коридоры должны дать экономике нечто большее, чем просто пропускные и провозные возможности. Требуется обеспечить максимальное ускорение товародвижения и снижение удельных транспортных издержек. Новый уровень качества транспортных услуг должен стать одним из важнейших факторов поддержки экономического роста десятков субъектов Российской Федерации и страны в целом.

Благодарю за внимание.

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Выступления и интервью
0.0729 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.