Опубликовано 23 Сентября 2025
Инновационные методы привлечения квалифицированных кадров в морскую отрасль обсудили в Санкт-Петербурге
На пленарном заседании «Морская отрасль России», прошедшем в рамках 18-й Международной выставки и конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА 2025», заместитель Министра транспорта Александр Пошивай поднял тему кадрового обеспечения отрасли морского и речного транспорта.
По словам замминистра, в настоящее время главный вопрос, который поднимается судовладельцами, касается сокращения притока выпускников учебных заведений в морскую и речную отрасли. Ранее эта проблема была менее острой, поскольку специалисты, обученные ранее, продолжали работать на флоте. Однако, с выходом этих сотрудников из профессии, новых кадров приходит все меньше.
«Особое внимание сейчас уделяется развитию внутренних водных путей. Это отражается в программе возвращения грузопотоков на реки. Росморречфлот совместно с Минтрансом работает над созданием речных хабов, которые будут интегрировать различные виды транспорта и обеспечивать эффективные грузоперевозки. Однако сезонность работы водных путей – от 6 до 8 месяцев в году – создает серьезные экономические трудности для компаний, что, в свою очередь, влияет на дефицит квалифицированных кадров», – сообщил Александр Пошивай.
Отмечается дефицит командного состава для новых судов на внутренних водных путях, оснащенных современной техникой от отечественных судостроителей. Также стоит вопрос подготовки капитанов специализированных морских судов – газовозов, химовозов, судов для перевозки специализированных грузов. Такие специалисты крайне редки, их подготовка требует не только образовательного процесса, но и длительной практической стажировки на соответствующих судах.
Среднегодовой контингент образовательных организаций, подведомственных Росморречфлоту, в период с 2005 по 2024 годы составлял около 68 тыс. человек, из которых более 45 тыс. обучалось по программам высшего образования и почти 22 тысячи – по программам среднего профессионального образования. Однако современная тенденция показывает смещение в сторону среднего профобразования – все больше ребят выбирают рабочие профессии, чтобы иметь возможность сразу же реализовать себя на рынке труда.
В настоящее время система морского образования в России включает 6 основных образовательных организаций с 21 филиалом. Все они обладают необходимыми компетенциями и работают на конкурентном рынке. Учебные заведения строго соблюдают требования Международной конвенции о подготовке, дипломировании и несении вахты, поддерживая высокие стандарты подготовки.
Александр Пошивай подчеркнул, что обратная связь между учебными заведениями и работодателями налажена, но пока не в полном объеме. Крупные судовладельцы тесно связаны с отраслевыми учебными заведениями. В последние годы активно ведется работа по стимулированию морских профильных организаций к заключению договоров о целевом обучении. Некоторые компании уже с третьего курса принимают на практику лучших студентов и подписывают с ними договоры с целью дальнейшего трудоустройства. Тем не менее, после выпуска требуется дополнительное обучение и стажировка, поскольку человеческий фактор остается причиной примерно 80 % всех аварий на море. Учебные заведения постоянно актуализируют образовательные программы, учитывая требования работодателей и обратную связь от выпускников, которые повышают квалификацию или обращаются за дополнительным обучением.
Поднимался также вопрос привлечения и сохранения квалифицированных кадров в сфере морской деятельности.
«Важно, кто именно обучает наших будущих специалистов. Была проведена большая работа по привлечению действующих специалистов флота для преподавания. Это оказалось весьма успешным – капитаны, старпомы, старшие механики, электромеханики, пришедшие в вузы и колледжи, хотя и не все стали заниматься преподаванием, но проведение ими семинаров оказалось очень полезным. Курсанты получили возможность пообщаться с практиками, лучше понять специфику работы на море», – заявил заместитель Министра.
Также был затронут вопрос учебно-производственной практики. Александр Пошивай проинформировал, что планируется строительство нескольких практических судов. Эти суда позволят одновременно обучать около 150 курсантов, вместе с ними на борту будет находиться порядка 30 преподавателей. Такая организация плавательных семестров в море позволит совмещать практические занятия с теоретическими, обеспечит необходимый стаж и даст возможность выпускникам сразу после обучения получать дипломы.
Говоря о вопросах цифровизации, замминистра напомнил, что уже около четырех лет на площадке Минтранса с участием Росморречфлота и Росморпорта отрабатывается автономное судовождение, которое уже сегодня демонстрирует практические результаты. Развитие цифровых технологий неотвратимо ведет к созданию морских автономных надводных судов. Это позволит оптимизировать численность экипажа и повысить производительность труда.
«Прежде всего, эти технологии будут внедрены на внутренних водных путях, в первую очередь на небольших судах с электродвижением – паромах и подобных, курсирующих между берегами. Здесь риски минимальны, и возможно дистанционное управление движением таких судов», – добавил он.
В отраслевых учебных заведениях формируется цифровая экосистема, которая развивается постоянно и требует регулярного обновления. Современные интерактивные технологии широко используются на тренажерах, включая навигационные с обзором 360°. Важно, что имитаторы судового оборудования могут быть настроены под программы, точно соответствующие аппаратуре на судах, куда направляются выпускники. Это позволяет не просто «потрогать» приборы, а отрабатывать навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.