Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Новости
23 Сентября 2025

Опубликовано 23 Сентября 2025

Инновационные методы привлечения квалифицированных кадров в морскую отрасль обсудили в Санкт-Петербурге

На пленарном заседании «Морская отрасль России», прошедшем в рамках 18-й Международной выставки и конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА 2025», заместитель Министра транспорта Александр Пошивай поднял тему  кадрового обеспечения отрасли морского и речного транспорта.

По словам замминистра, в настоящее время главный вопрос, который поднимается судовладельцами, касается сокращения притока выпускников учебных заведений в морскую и речную отрасли. Ранее эта проблема была менее острой, поскольку специалисты, обученные ранее, продолжали работать на флоте. Однако, с выходом этих сотрудников из профессии, новых кадров приходит все меньше.

«Особое внимание сейчас уделяется развитию внутренних водных путей. Это отражается в программе возвращения грузопотоков на реки. Росморречфлот совместно с Минтрансом работает над созданием речных хабов, которые будут интегрировать различные виды транспорта и обеспечивать эффективные грузоперевозки. Однако сезонность работы водных путей – от 6 до 8 месяцев в году – создает серьезные экономические трудности для компаний, что, в свою очередь, влияет на дефицит квалифицированных кадров», – сообщил Александр Пошивай.

Отмечается дефицит командного состава для новых судов на внутренних водных путях, оснащенных современной техникой от отечественных судостроителей. Также стоит вопрос подготовки капитанов специализированных морских судов – газовозов, химовозов, судов для перевозки специализированных грузов. Такие специалисты крайне редки, их подготовка требует не только образовательного процесса, но и длительной практической стажировки на соответствующих судах.

Среднегодовой контингент образовательных организаций, подведомственных Росморречфлоту, в период с 2005 по 2024 годы составлял около 68 тыс. человек, из которых более 45 тыс. обучалось по программам высшего образования и почти 22 тысячи – по программам среднего профессионального образования. Однако современная тенденция показывает смещение в сторону среднего профобразования – все больше ребят выбирают рабочие профессии, чтобы иметь возможность сразу же реализовать себя на рынке труда.

В настоящее время система морского образования в России включает 6 основных образовательных организаций с 21 филиалом. Все они обладают необходимыми компетенциями и работают на конкурентном рынке. Учебные заведения строго соблюдают требования Международной конвенции о подготовке, дипломировании и несении вахты, поддерживая высокие стандарты подготовки.

Александр Пошивай подчеркнул, что обратная связь между учебными заведениями и работодателями налажена, но пока не в полном объеме. Крупные судовладельцы тесно связаны с отраслевыми учебными заведениями. В последние годы активно ведется работа по стимулированию морских профильных организаций к заключению договоров о целевом обучении. Некоторые компании уже с третьего курса принимают на практику лучших студентов и подписывают с ними договоры с целью дальнейшего трудоустройства. Тем не менее, после выпуска требуется дополнительное обучение и стажировка, поскольку человеческий фактор остается причиной примерно 80 % всех аварий на море. Учебные заведения постоянно актуализируют образовательные программы, учитывая требования работодателей и обратную связь от выпускников, которые повышают квалификацию или обращаются за дополнительным обучением.

Поднимался также вопрос привлечения и сохранения квалифицированных кадров в сфере морской деятельности.

«Важно, кто именно обучает наших будущих специалистов. Была проведена большая работа по привлечению действующих специалистов флота для преподавания. Это оказалось весьма успешным – капитаны, старпомы, старшие механики, электромеханики, пришедшие в вузы и колледжи, хотя и не все стали заниматься преподаванием, но проведение ими семинаров оказалось очень полезным. Курсанты получили возможность пообщаться с практиками, лучше понять специфику работы на море», – заявил заместитель Министра.

Также был затронут вопрос учебно-производственной практики. Александр Пошивай проинформировал, что планируется строительство нескольких практических судов. Эти суда позволят одновременно обучать около 150 курсантов, вместе с ними на борту будет находиться порядка 30 преподавателей. Такая организация плавательных семестров в море позволит совмещать практические занятия с теоретическими, обеспечит необходимый стаж и даст возможность выпускникам сразу после обучения получать дипломы.

Говоря о вопросах цифровизации, замминистра напомнил, что уже около четырех лет на площадке Минтранса с участием Росморречфлота и Росморпорта отрабатывается автономное судовождение, которое уже сегодня демонстрирует практические результаты. Развитие цифровых технологий неотвратимо ведет к созданию морских автономных надводных судов. Это позволит оптимизировать численность экипажа и повысить производительность труда.

«Прежде всего, эти технологии будут внедрены на внутренних водных путях, в первую очередь на небольших судах с электродвижением – паромах и подобных, курсирующих между берегами. Здесь риски минимальны, и возможно дистанционное управление движением таких судов», – добавил он.

В отраслевых учебных заведениях формируется цифровая экосистема, которая развивается постоянно и требует регулярного обновления. Современные интерактивные технологии широко используются на тренажерах, включая навигационные с обзором 360°. Важно, что имитаторы судового оборудования могут быть настроены под программы, точно соответствующие аппаратуре на судах, куда направляются выпускники. Это позволяет не просто «потрогать» приборы, а отрабатывать навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Новости
0.2320 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.