Опубликовано 7 Октября 2025
Приоритетные направления развития транспортного комплекса отражены в федеральном бюджете на 2026–2028 годы
Министр транспорта Андрей Никитин на заседании Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры представил проект бюджета в части транспорта на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. Заседание провел глава Комитета Евгений Москвичёв.
В своем выступлении Андрей Никитин подчеркнул, что стабильный транспорт – это основа работы всех ключевых отраслей экономики, включая промышленность, торговлю и сельское хозяйство. Транспортная отрасль обеспечивает 6-6,5 % ВВП и входит в пятерку крупнейших секторов России вместе с обрабатывающей промышленностью, торговлей и добычей полезных ископаемых. В 2024 году вклад транспорта в экономику составил 13 трлн рублей.
На транспортные нужды приходится десятая часть всех инвестиций в основной капитал страны. В 2024 году инвестиции достигли примерно 4,8 трлн рублей, из которых порядка 60 % направлены на дорожное хозяйство и железнодорожный транспорт – по 1,4 трлн рублей на каждый сектор.
Глава Минтранса напомнил, что средства вкладываются из нескольких источников: государственного бюджета, Фонда национального благосостояния, а также собственных и привлеченных ресурсов транспортных компаний. Государство, инвестируя в транспорт, снижает риски и расширяет возможности для частного капитала. Для увеличения бюджетных средств планируется также задействовать «окрашенные» налоги и сборы.
«Практика многих лет подтверждает: дорожные фонды – это эффективный инструмент. Более половины поступлений в консолидированный Дорожный фонд формируют акцизы на нефтепродукты, транспортный налог, поступления от системы «Платон», штрафы за нарушения весогабаритного контроля и безопасности движения, – отметил Андрей Никитин. – Идет работа в области авиации и морского транспорта. Действует механизм сбора целевых средств на капремонт аэропортов через Госкорпорацию ОРВД. Завершается разработка механизма внедрения аэропортового сбора для реконструкции аэродромов в рамках концессий».
Суммарно транспортный сектор ежегодно приносит в бюджет России около 4 трлн рублей, напрямую и косвенно поддерживая экономику и налоговые поступления смежных отраслей.
Проект бюджета разработан в соответствии с Транспортной стратегией и поручениями Президента России, с учетом всех корректировок и решений Бюджетной комиссии. Общий объем финансирования по госпрограмме «Развитие транспортной системы» на три года составит 5 трлн 912 млрд рублей.
Министр проинформировал, что удалось обеспечить финансирование крупных инфраструктурных проектов, сохранить субсидии для социально значимых перевозок всеми видами транспорта и поддержать перспективные цифровые инициативы в отрасли.
По итогам обсуждения депутаты поддержали проект бюджета как основу для выполнения стратегических задач, стоящих перед транспортной отраслью страны.
Также на заседании рассмотрены отдельные вопросы, связанные с модернизацией пунктов пропуска через госграницу, программой обновления общественного транспорта в регионах, развитием беспилотных авиационных систем, дноуглубительными работами на внутренних водных путях.
«Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендовал к принятию в первом чтении проект бюджета на 2026 год и плановые 2027–2028 годы. Транспортный сектор является неотъемлемым связующим звеном всей экономики. Наша задача – принять сбалансированный бюджет, чтобы транспортная отрасль имела возможность работать стабильно и безопасно для наших граждан. Главный финансовый документ страны разработан в соответствии с Транспортной стратегией и поручениями Президента России и направлен на поддержание стабильности транспортной системы в нашей стране», – прокомментировал итоги заседания Евгений Москвичёв.