Опубликовано 10 Октября 2025
Александр Пошивай рассказал о перспективах развития речного пассажирского транспорта
Заместитель Министра транспорта Александр Пошивай принял участие в сессии «Речной пассажирский транспорт в России», которая прошла в рамках форума «Общественный транспорт 2025».
В настоящее время большое внимание уделяется речному пассажирскому транспорту, который получил значительный стимул для развития. Это связано с изменениями в геополитической ситуации и ростом внутреннего туризма – многие туристы стали выбирать путешествия по рекам внутри страны.
«Пассажиропоток вырос: уже в 2024 году перевезено более 12 млн человек, что существенно выше показателей 2023 года. В соответствии с Транспортной стратегией России, к 2030 году этот показатель должен достичь 19 млн пассажиров, – отметил замминистра. – В текущем году планируем перевезти еще больше, чем в прошлом. Ведь в навигационный период 2024 года на туристских маршрутах перевозка пассажиров на Единой глубоководной системе Европейской части России осуществлялась 100 единицами судов различной пассажировместимости, а в этом году задействовано на 10 судов больше».
Для достижения запланированных показателей необходимо комплексное решение вопросов снятия инфраструктурных ограничений и пополнения флота. Для этого Минтрансом России обеспечивается содержание внутренних водных путей, ведется работа по устранению лимитирующих участков, в период с 2020 по 2024 устранены лимитирующие участки протяженностью 9,2 тыс. км. Ведется строительство Багаевского гидроузла на Дону и реконструкция Городецкого гидроузла на Волге.
Александр Пошивай подчеркнул, что сейчас главная задача – развитие единой навигационной системы и обеспечение гарантированной осадки судов в 3–6 метров, что критично для перевозки грузов и требует строительства новых судов и модернизации флота.
Особое внимание уделяется гидроузлам, на которых внедряются технические сооружения для повышения пропускной способности.
В результате проведенной Росморречфлотом и субъектами Российской Федерации инвентаризации пассажирской инфраструктуры сформирован перечень из 608 объектов пассажирской причальной инфраструктуры, из которых 269 объектов в настоящее время задействованы в хозяйственной деятельности речных пассажирских перевозок. На Волге функционируют речные вокзалы в Ярославле, Самаре и Чебоксарах, также планируется ввод в эксплуатацию вновь построенного речного вокзала Завидово в Тверской области.
Заместитель Министра отметил, что для поддержки этой работы приняты законодательные меры, включая два специальных закона, которые расширяют права регионов на ввод причалов в эксплуатацию. В 2023 году принят федеральный закон № 307-ФЗ, определяющий порядок функционирования внутренних речных портов, что является важным шагом для упорядочения и развития речной портовой инфраструктуры.
Особое внимание уделяется обновлению пассажирского флота, соответствующего современным стандартам. Важное направление –внедрение электросудов и автономного судовождения – это позволит повысить экологичность и эффективность пассажирских перевозок.
В сфере развития пассажирского речного флота предусмотрена систематизация и закрепление трех основных видов государственной поддержки: компенсация процентов по кредитам, утилизационный сбор и грантовая поддержка заводов. Все эти меры планируется закрепить в речном законодательстве и бюджете, что гарантирует их стабильное действие и исключит повторное оказание поддержки одним и тем же предприятиям.