Опубликовано 17 Октября 2025
В Минтрансе рассмотрели законодательную инициативу о введении понятия «авиатакси»
Под председательством заместителя Министра транспорта Владимира Потешкина состоялось совещание, посвященное обсуждению законодательной инициативы Ассоциации Малых Авиационных Предприятий. Проект предусматривает внесение изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части развития малой и беспилотной авиации. Ассоциация предлагает закрепить такие понятия, как «авиатакси», «спортивная авиация», «историческое воздушное судно» и применить к ним механизмы саморегулирования с одновременным снятием всех административных барьеров.
Обсуждение впервые собрало широкий круг участников, что позволило получить комплексную картину позиций всех заинтересованных сторон. В совещании приняли участие представители Минобороны России, Минсельхоза России, Генеральной прокуратуры России, Следственного комитета России, ФСБ России, Росавиации, Ространснадзора, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Авиационного альянса «Ааэрохимфлот», Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов, ООО Авиапредприятия «Газпром авиа», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и Профессионального союза летного состава России.
В ходе обсуждения отмечено, что представленный проект противоречит ключевым положениям Конвенции о международной гражданской авиации, а также требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации. В частности, выявлены несоответствия в части подготовки летных экипажей, выдачи свидетельств авиационного персонала, процедур сертификации техники, обеспечения аэропортовой деятельности, транспортной безопасности, расследования авиационных происшествий, страхования, медицинского обеспечения и ответственности.
Законопроект фактически предусматривает передачу полномочий государственного контроля саморегулируемой организации. Кроме того, представленный документ противоречит положениям Воздушного кодекса РФ, запрещающим использование воздушных судов нетиповой конструкции для коммерческих воздушных перевозок.
Кроме того, отсутствует финансовая модель реализации предлагаемой законодательной инициативы.
Участники совещания отметили ряд серьезных рисков, связанных с реализацией инициативы: снижение уровня безопасности полетов, значительные временные и бюджетные затраты на изменения в законодательстве и системе государственного контроля, а также появление теневого рынка саморегулируемых организаций, способных продавать допуски к полетам, свидетельства пилотов и документы о техобслуживании воздушных судов.
По итогам совещания проект в текущей редакции не получил поддержки.