Опубликовано 23 Октября 2025
Беспилотные технологии приходят в дорожную отрасль
В рамках XII Международной специализированной выставки «Дорога 2025» состоялась демонстрационная укладка верхних слоев асфальтобетонного покрытия с использованием исключительно беспилотной техники российского производства. В укладке были задействованы отечественные асфальтоукладчик «Десна-2100» и катки «Раскат» (семи и одиннадцати тонн). Кроме того, участникам выставки продемонстрировали дистанционную укладку нижнего слоя дорожного полотна также с помощью технических средств российского производства.
Участие в мероприятии приняли заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, Министр транспорта Андрей Никитин, руководитель Росавтодора Роман Новиков, глава Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
«Традиционно организаторы подготовили насыщенную выставочную экспозицию. Здесь представлены компании-лидеры дорожной отрасли, небольшие предприятия, стенды регионов. Это уникальная площадка для обмена опытом и презентации передовых технологий. Дорожная отрасль – локомотив не только перемен в стране, но и экономики. Одним из таких факторов является повышение производительности труда и автоматизация процессов. Впечатляющая демонстрация укладки верхних слоев асфальта с помощью беспилотной отечественной техники, а также технологии удаленного управления дорожной техникой при укладке нижнего слоя дорожного полотна, наглядно доказывает, что это отличные помощники отрасли. Спасибо специалистам за разработку технологий, и участникам за то, что нашли время приехать сюда, пообщаться и обменяться опытом!», – сказал Марат Хуснуллин.
Внедрение данных технологий проходило при участии Министра транспорта Андрей Никитина. «Сегодня мы демонстрируем не просто новую технологию, а ключевой элемент будущего транспортной отрасли. Главный экономический эффект беспилотной укладки – это масштабируемость. Один оператор сможет управлять несколькими укладочными комплексами одновременно. Мы создаем высокотехнологичные рабочие места и сможем строить больше с теми же ресурсами. Крайне важно, что в основе этого прорыва лежит работа отечественных ученых, инженеров и машиностроителей. Поддерживая их, мы создаем не просто дороги, а формируем технологический суверенитет России», – подчеркнул глава Минтранса.
В течение 2025 года Росавтодор в тесном сотрудничестве с ведущими научными учреждениями и отраслевыми партнерами реализовывал амбициозный проект по разработке и испытанию системы беспилотной укладки верхних слоев асфальтобетонного покрытия, адаптированной именно к российским условиям. В ходе реализации проекта проанализированы лучшие международные практики, проведено множество полевых испытаний техники, в том числе на натурном полигоне в Смоленской области.
Уникальность проекта – в сформированной экосистеме, включающей в себя программное обеспечение, управление качеством и цифровое взаимодействие. Ключевым элементом стала цифровая платформа контроля укладки (ЦПК ВАДСТ), которая в режиме реального времени отображает каждый этап работ, обеспечивая мониторинг состояния техники и эффективное управление процессом.
Удаленное и роботизированное управление спецтехникой – технология, которая позволяет оператору контролировать работу машин на расстоянии с использованием беспроводных каналов связи.
В ходе демонстрации дистанционной укладки нижнего слоя дорожного полотна в режиме удаленного управления использовался бульдозер D14 производства «ДСТ-УРАЛ». Оператор, находясь в Минеральных Водах, управлял техникой, выполнявшей укладку нижнего слоя дорожного полотна за несколько тысяч километров от него – на специализированном полигоне в Челябинске.
Оператором дорожной машины, продемонстрировавшим новую технологию, стал Осолодков Юрий Денисович – кавалер ордена Мужества, ветеран СВО, получивший в боях тяжелое ранение в ногу, восстановившийся и вернувшийся к работе. Это стало возможным в том числе благодаря комплексной кадровой программе, которая направлена на поддержку и адаптацию ветеранов СВО и реализуется в тесном сотрудничестве с фондом «Защитники Отечества».
В будущем данные технологии лягут в основу «умных» строек по всей стране и будут способствовать дальнейшему повышению стандартов качества и эффективности в дорожном строительстве.