Опубликовано 14 Ноября 2025
Трансарктический транспортный коридор – будущее мировой морской торговли
В Санкт-Петербурге 13-14 ноября проходит XI Международный Арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты». Форум является открытой научно-практической конференцией международного уровня, обеспечивающей сотрудничество ученых-юристов и практиков, а также обмен профессиональным опытом и идеями, способствующими реализации потенциала права в обеспечении развития Арктического региона.
Участие в пленарном заседании «Экономическое и пространственное развитие Арктики в фокусе права» принял директор Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Виталий Клюев. Он отметил положительную динамику роста морских грузоперевозок. За 10 месяцев 2025 года морским транспортом перевезено 78% внешнеторговых грузов России. В экспорте за этот же период доля морского транспорта составила 82%. Для Арктических районов страны доля внешнеторговых перевозок морским транспортом приближается к 100%.
Значение экономического национального проекта с морскими транспортными магистралями, которые являются системообразующим элементом, приобрел Северный морской путь. Разрабатываемый проект Стратегии развития СМП до 2050 года включает долгосрочные принципы и подходы к созданию конкурентоспособного транспортного коридора.
Трансарктический транспортный коридор обеспечит кратчайшее морское сообщение между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом протяженностью 8 300 морских миль, из которых 3 000 морских миль – Северный морской путь. Растущее значение коридора подтверждается ростом объема грузопотока из Арктической зоны Российской Федерации и возможностью оптимизации транспортных маршрутов за счет перенаправления на ТТК грузопотока с других транспортных коридоров. В состав маршрута также входят речные, железнодорожные, автомобильные, воздушные и трубопроводные маршруты, объекты портовой и подводящей инфраструктуры.
Ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического роста в Арктической зоне Российской Федерации играет внутренний водный транспорт. Внутренние водные пути рек Обь, Енисей, Лена с установленными параметрами судовых ходов имеют значительную пропускную способность в направлении Северного морского пути. Их протяженность составляет почти 22 тыс. км. Для поддержания установленных габаритов судовых ходов и ликвидации лимитирующих участков на водных путях Арктической зоны ежегодно проводятся дноуглубительные работы в объеме около 10 млн кубометров.
Проектная мощность речных портов, расположенных в Арктической зоне и Сибирском федеральном округе, а также портов с выходом в направлении Северного морского пути на 1 января 2025 года составляет 31,1 млн тонн. Фактические объемы перевалки грузов в этих портах свидетельствуют о наличии существенного резерва для наращивания грузопотоков.
В российской Арктике осуществляют перевозки около 40 судов высокого арктического класса Arc7, а к 2030 году, с учетом ожидаемого увеличения грузопотока, в том числе контейнерного, флот должен вырасти до 122 единиц. На сегодняшний день большинство российских морских внешнеторговых грузов перевозят суда под иностранными флагами. В свою очередь, зарубежные страховщики не имеют фактической возможности осуществлять выплаты в российской финансовой системе пострадавшим при наступлении страхового случая. Минтрансом подготовлены предложения о введении законодательной нормы, требующей подтверждения от иностранной страховой компании возможности осуществлять страховые выплаты в российской финансовой системе.