Опубликовано 19 Ноября 2025
Эксперты обсудили перспективы развития российского водного транспорта
На XIX Международном форуме и выставке «Транспорт России» прошла форсайт-сессия «Водный транспорт – интеграция и развитие. Трансформация водного транспорта. Новые возможности». Главными темами для обсуждения стали государственная политика в области развития морского и внутреннего водного транспорта, эффект реализации федеральных проектов «Развитие опорной сети морских портов» и «Развитие опорной сети внутренних водных путей», технологии морского и речного транспорта будущего к 2050 году.
В мероприятии принял участие заместитель Министра транспорта Александр Пошивай. В своем выступлении он рассказал о направлениях деятельности Минтранса в области морского и речного транспорта. «Основной функцией Минтранса России является нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, в частности, в области морского и внутреннего водного транспорта. Результатом законопроектной деятельности стало принятие в 2025 году 2 федеральных законов, 39 актов Правительства и 35 приказов Минтранса. В июле 2025 года принят разработанный Минтрансом России Федеральный закон, направленный на закрепление порядка установления границ речных портов и комплексного регулирования производственных вопросов».
Все перечисленные акты вступят в силу 1 марта 2026 года, после чего впервые в истории России будет сформировано правовое пространство, комплексно регулирующее статус речных портов.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минтрансом разработан пакет законопроектов, предусматривающих регламентацию перевозки опасных грузов водным транспортом, а также меры ответственности, как административной, так и уголовной, за нарушение установленного порядка. Кроме того, подготовлен законопроект, который позволит закрепить грузовую базу за российскими судовладельцами.
Другим важным направлением деятельности Минтранса является развитие инфраструктуры в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система». Федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов» обеспечит общий прирост мощностей морских портов с 2025 по 2030 год на всех направлениях в объеме более 200 млн тонн.
Внутренние водные пути европейской части России образуют Единую глубоководную систему. Она связывает Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Ее протяженность – 6,5 тыс. км. Однако сейчас на ней существуют лимитирующие участки протяженностью порядка 600 км, значительно ограничивающие судоходство. Мероприятия в рамках федерального проекта «Развитие опорной сети внутренних водных путей» позволят не только сократить лимитирующие участки на ЕГС, но участки внутренних водных путей, не обеспечивающих проход судов с осадкой 3,6 м, с 667 км в 2025 году до 68 км в 2030. Кроме того, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности судоходных гидротехнических сооружений, что позволит довести процент СГТС, удовлетворяющих требованиям к дальнейшей эксплуатации, до 94,9 %.
Минтранс России продолжит принимать активное участие в решении поставленных задач по развитию морской и речной инфраструктуры.