Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Новости
20 Ноября 2025

Опубликовано 20 Ноября 2025

Перед транспортным комплексом стоит задача связать все виды транспорта в единую опорную сеть

В заключительный день работы XIX Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялась пленарная дискуссия «Транспортная инфраструктура. Баланс государственных и частных интересов». В ней приняли участие Председатель Правительства Михаил Мишустин, заместитель Председателя Правительства Виталий Савельев, заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, Министр транспорта Андрей Никитин, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко, председатель правления ПАО «Московская биржа» Виктор Жидков и председатель Совета директоров Группы компаний «Дело» Сергей Шишкарев. Модератором выступил шеф-редактор телеканала РБК Кирилл Токарев.

Открывая дискуссию Михаил Мишустин подчеркнул, что транспортный комплекс смог не только выстоять под беспрецедентным санкционным давлением, но и продолжает уверенно двигаться вперед: «По предварительным оценкам, вклад отрасли в валовой внутренний продукт в этом году достигнет уже около 6 %. Это свыше 13 трлн рублей. Безусловно, сложностей остается еще немало, но все они поступательно преодолеваются. И это уже неоспоримая реальность, которая подтверждается правильностью принимаемых мер».

Транспортная система за 9 месяцев показала устойчивый рост и упрочение связности территории. Всего перевезено порядка 11,5 млрд пассажиров – при этом внутренним водным путям удалось увеличить перевозки почти на 22 %. Улучшились показатели железнодорожного и городского транспорта, а объемы грузовых операций превысили 6 млрд тонн. На международных стратегических направлениях наблюдается планомерное наращивание перевозок: грузооборот с дружественными странами вырос на 4 %, а экспорт товаров по железным дорогам в восточном направлении увеличился почти на 6,5 %.

Председатель Правительства отметил, что для системного повышения связности территорий продолжается масштабное обновление и расширение региональной инфраструктуры. На реализацию профильной федеральной программы развития транспортной системы за последние пять лет направлено 8 трлн рублей, в этом году выделено еще более 1,5 трлн. Проект трехлетнего бюджета предусматривает почти 6 трлн рублей для дополнительной поддержки приоритетных направлений.

Шла речь и о национальном проекте «Эффективная транспортная система». «За 6 лет предстоит выполнить очень сложную задачу с учетом масштаба страны – связать все виды транспорта в единую опорную сеть и, конечно, существенно нарастить ее мощности, что потребует кардинальных изменений в подходах к организации логистики с внедрением самых передовых методов цифровых решений, инноваций искусственного интеллекта. На сегодняшний день именно в транспортной сфере использование искусственного интеллекта должно быть одним из самых активных. И для этого, без сомнения, надо объединять усилия наших регионов, предпринимателей, научного сообщества, строительного и промышленного секторов, а также многих других отраслей экономики. Важно здесь действовать четко и скоординировано для скорейшего достижения всех поставленных целей», – сказал Михаил Мишустин.

Ведется большая работа в сфере развития авиационного сообщения. С начала года введены в эксплуатацию 6 аэровокзальных комплексов в Новокузнецке, Тюмени, Минеральных Водах, Йошкар-Оле, Хабаровске и Петропавловске-Камчатском. Другим важнейшим направлением является сфера дорожного строительства. По итогам первых 9 месяцев доведено до нормативного состояния более 74 % федеральных автомобильных магистралей. В текущем году станут доступны для людей еще свыше 1,5 тысяч километров новых качественных дорог и еще 26 тыс. километров будут отремонтированы.

«Министерству транспорта вместе с регионами необходимо усилить работу по созданию подъездных путей к образовательным, медицинским и спортивным учреждениям, а также к туристическим достопримечательностям. В этих целях за 9 месяцев текущего года проложили порядка 8 тыс. километров, что облегчило доступ более чем к 2 тыс. таких объектов. Это все совершенно конкретные, зримые, осязаемые результаты. Вот те улучшения, которые делают жизнь наших граждан комфортнее», – заявил Михаил Мишустин.

Еще одно важнейшее направление – железные дороги. Поездами ежедневно пользуются миллионы людей, и чтобы поездки стали комфортнее, на маршруты уже вышли 1000 современных вагонов с улучшенными характеристиками. По словам Председателя Правительства, железные дороги играют важное значение не только в сфере грузовых перевозок, но и в укреплении внешнеторгового взаимодействия с ключевыми партнерами.

Кроме того, затронута тема внедрения беспилотных технологий на транспорте. Уже сегодня на пилотных дорогах работают 90 грузовых автомобилей с системами автоматического управления, на экспериментальном испытании – автономные такси, трамваи, электропоезда и маневровые локомотивы. После подготовки инфраструктуры и адаптации нормативно-правовой базы начнется их вывод на дороги общего пользования. По прогнозам экспертов, через 25 лет до половины всех средств передвижения в стране будут функционировать без участия человека. При этом безопасность остается одним из главных приоритетов.

В авиации за два года реализации национального проекта достигнуты практические шаги: введен специальный класс воздушного пространства для упрощенных полетов беспилотников, экспериментальные правовые режимы действуют уже в 26 регионах, а срок получения доступа к воздушному пространству сокращен с 5 суток до 24 часов с планом дальнейшего уменьшения до 2 часов. Гражданские беспилотники будут востребованы не только в логистике, но и в сельском хозяйстве, энергетике, геодезии, картографии, экологии и многих других отраслях. Все это – лишь малая часть масштабной системной работы государства и бизнеса по созданию безопасной, современной и эффективной транспортной системы будущего.

«Перевозка пассажиров и грузов должна стать современной, комплексной, высокотехнологичной. А также учитывать множество факторов и предлагать оптимальные маршруты и способы доставки до конечного пункта с помощью человека либо автоматики в зависимости от конкретного запроса», – добавил глава Правительства.

В свою очередь, Андрей Никитин сообщил, что объем государственных инвестиций в транспортную инфраструктуру за последние два десятилетия увеличился в 12 раз. Если в 2006 году это было 173 миллиарда, то в 2022 году – 2 трлн рублей. По объему инвестиций в проекты ГЧП транспортный комплекс продолжает занимать первое место, опережая ЖКХ и социальную сферу. «Уже сейчас две трети объема вложений в транспорт обеспечиваются собственными средствами компаний и привлечением частных инвесторов. А общая сумма текущих транспортных ГЧП-соглашений оценивается на уровне почти 4,8 трлн рублей», – проинформировал он.

Министр также поделился мнением, что сегодня в цепочке ГЧП появляется третий «игрок» – розничные инвесторы, то есть те жители, которые ежедневно пользуются личным и общественным транспортом. В России их насчитывается, по разным оценкам, от 35 до 40 млн человек. Это почти 40 % экономически активного населения страны. «Считаю, что возможности российского фондового рынка транспортным комплексом пока недооценены. За последние 12 лет количество активных розничных инвесторов, совершавших хотя бы одну сделку с акциями и облигациями на Московской бирже, выросло в 50 раз – до почти 9 млн человек. Думаю, скоро мы увидим, как наши жители становятся со-инвесторами в проектах по развитию транспортной инфраструктуры», – заявил глава Минтранса.

Также отмечено, что бюджетные средства всегда будут ограничены, а количество проектов в сфере развития транспорта будет только увеличиваться. Поэтому важно обеспечить справедливый баланс между государственным и частным финансированием. Это возможно при соблюдении трех условий. Прежде всего, необходимо, чтобы все решения, принимаемые в рамках Министерства транспорта, федеральных агентств и организаций, были направлены на гармоничное развитие всех отраслей транспорта. В современном мире невозможно развивать отдельные сегменты изолированно, важно работать совместно, учитывая приоритеты и взаимосвязи между ними.

Вторым важным условием является комплексная оценка проектов. Нужно анализировать целесообразность каждого проекта с точки зрения интересов граждан, а также его потенциального вклада в экономику страны. Для принятия обоснованных решений необходимо понимать, где формируется грузовая база, кто является ее источником и какие маршруты будут использоваться для транспортировки грузов. Тесное взаимодействие с грузоотправителями и федеральными органами власти играет здесь ключевую роль. Третий важный аспект – это слаженная работа между регионами и Минтрансом России.

Тему строительства высокоскоростной магистрали затронул в своем выступлении Виталий Савельев. По его словам, Россия фактически входит в высшую лигу государств, обладающих высокоскоростными железными дорогами, и это достижение требует внедрения передовых технологий и использования отечественных материалов. Утвержден план строительства пяти высокоскоростных магистралей, они станут основой для соединения крупнейших агломераций, что существенно изменит транспортную инфраструктуру страны.

Проект строительства магистрали включает в себя не только создание полотна, но и разработку новых поездов. «Уральские локомотивы» уже работают над производством первых составов. К 2027 году должны быть поставлены 2 поезда, а к 2028 – уже 28. В процесс вовлечены 36 субъектов Российской Федерации, что способствует развитию экономики и созданию новых рабочих мест.

«Строительство магистрали осуществляется на условиях концессии и требует значительных инвестиций. Работа уже активно ведется на нескольких участках, где задействовано более 11 тысяч рабочих и 4 тысячи единиц техники. Важным этапом станет создание полигона для испытаний высокоскоростного поезда на участке между Москвой и Тверью», – рассказал заместитель Председателя Правительства. 

К 2030 году планируется, что новые магистрали смогут обслуживать до 23 млн пассажиров в год, что станет значительным вкладом в развитие транспортной системы страны. Этот проект не только укрепляет связи между регионами, но и демонстрирует мощный потенциал России в области высоких технологий и инновационного строительства.

Марат Хуснуллин остановился на вопросе финансирования дорожного строительства. Он подчеркнул, что в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» удалось перевыполнить все запланированные показатели. С этого года запущен новый национальный проект «Инфраструктура для жизни», и по итогам 11 месяцев вновь отмечается перевыполнение всех намеченных планов.

«Хочу поблагодарить Президента и Председателя Правительства за внимание к отрасли, благодаря их поддержке у нас есть бюджетные средства на ее развитие. Также хорошо настроили работу по опережающему финансированию. Это позволит нам не только выполнить, но и перевыполнить планы по вводу дорог в этом году и ввести на 4 000 км больше, чем в прошлом», – подчеркнул он.

Марат Хуснуллин отметил положительную динамику по сбору дорожных фондов в регионах. Губернаторы активно занимаются планами строительства, и нет ни одного региона, который бы не выполнял или не перевыполнял планы по строительству дорог. Впервые за новейшую историю был разработан шестилетний план по дорожному строительству. Это позволит создать эффективную и интегрированную транспортную систему, которая будет отвечать современным требованиям и потребностям общества.

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Новости
0.2254 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.