Опубликовано 29 Ноября 2025
Дополнительное финансирование позволит ускорить темпы обновления аэропортовой инфраструктуры в России
В 2025 году стартовал новый федеральный проект «Развитие опорной сети аэродромов». На его реализацию выделены бюджетные средства в объеме 366 млрд рублей. Этого недостаточно для выполнения запланированных объёмов строительства и реконструкции инфраструктуры. Необходимо привлечение частных инвестиций в объеме порядка 128 млрд рублей по концессионной схеме.
Концессия позволит в сжатые сроки привлечь необходимый объем средств для расширения программы модернизации инфраструктуры в период 2025–2030 годов. Все работы направлены в первую очередь на повышение безопасности полетов и улучшение качества услуг в аэропортах.
Для привлечения дополнительных средств Минтрансом и Росавиацией разработан законопроект, предусматривающий введение инфраструктурного сбора, который не должен превышать определенный предел в целях сдерживания роста цен на авиабилеты. Предполагается, что сбор и его дальнейшее перечисление будет осуществляться российскими и иностранными перевозчиками как на международных, так и на внутренних авиалиниях.
Сбор предлагается вводить только в аэропортах холдингов, что позволит аккумулировать средства для реконструкции инфраструктуры и не приведет к значительному увеличению стоимости авиабилета. Средняя величина инфраструктурного сбора с авиакомпании составит 150 рублей на один авиабилет.
В то же время сбор планируется осуществлять как в аэропортах, в которых ведется реконструкция, так и в аэропортах, в которых проекты реконструкции не ведутся. Это позволит снизить финансовую нагрузку на пассажиров. Контроль за сбором и его распределением будет возложен на органы власти. Данные средства будут направлены на компенсацию затрат концессионера на покрытие заемного финансирования.
Пример:
У холдинга «Новапорт» более 20 аэропортов. В настоящее время ведется реконструкция аэропорта Толмачёво (Новосибирск). В целях минимизации размера сбора с пассажиров, летящих в Толмачёво, предполагается что он будет также распределен на пассажиров аэропортов из данного холдинга, которые в настоящее время не реконструируются.
Подобный сбор, но «зашитый» в ставку, уже есть, например, в аэропорту Шереметьево.