Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Министерство > Награды министерства > Юбиляры отрасли > 65 лет Международному аэропорту Новосибирск (Толмачево) им. А.И. Покрышкина

65 лет Международному аэропорту Новосибирск (Толмачево) им. А.И. Покрышкина


В 1939 году в с. Толмачево размещалась военная авиационная школа пилотов ВВС Красной Армии, которая готовила специалистов как для гражданской, так и для военной авиации. В 1941 году в военном городке здесь же началось строительство военного аэродрома с двумя бетонными взлетно-посадочными полосами размером 1000 на 80 метров.



В 1951 году началось строительство новой взлетно-посадочной полосы длиной 2500 метров, которая в модернизированном виде эксплуатируется и сегодня. Работы были завершены к 1957 году.

В марте 1957 г. была создана отдельная авиационная эскадрилья Ту-104, позднее переименованная в летный отряд № 204. Возглавил эскадрилью будущий заслуженный пилот СССР Купало В.М.

12 июля 1957 г. на реактивном самолете Ту-104 выполнен первый пассажирский рейс № 020 Новосибирск – Москва (командир воздушного судна В.М.Купало) с промежуточной посадкой в Свердловске. Самолет доставил в столицу 50 пассажиров.


1 декабря 1957 г. введено в эксплуатацию первое здание аэровокзала аэропорта Толмачево с залом ожидания, зоной регистрации пассажиров, телеграфом, кассами и зоной выдачи багажа. Сейчас в этом здании находится командно-диспетчерский пункт.


В 1958 году началось строительство ангара. В 1964 году ангар сдан в эксплуатацию и стал одним из крупнейших в отрасли, не имеющий аналогов на территории Сибири. Площадь ангара превышала 10000 кв. метров, что позволяло одновременно разместить в нем четыре самолета Ту-104.


В 1961 году аэропорт Толмачево становится запасным аэродромом для посадки дальнемагистрального двухпалубного Ту-114 на трассе Москва — Хабаровск.



1 января 1963 г. образован Толмачевский объединенный авиаотряд, который включил в себя летные отряды, метеослужбу и аэронавигацию. В его ведении находились все вопросы, связанные с организацией и производством полетов из аэропорта Толмачево.


21 ноября 1963 г. принят в эксплуатацию новый аэровокзал общей площадью более 10000 кв.м. Более 30 лет трехэтажное здание с терракотовым козырьком было визитной карточкой главного аэропорта Сибири.

29 января 1965 г. в аэропорту Толмачево в рамках испытаний совершает посадку дальнемагистральный Ил-62, пришедший на смену Ту-114. Спустя два года Ил-62 начинает выполнять регулярные рейсы из Новосибирска в Москву и Хабаровск.


В 1966 году в Толмачевский авиаотряд поступил первый Ан-24 с двумя турбовинтовыми двигателями, позднее ставший самым популярным советским самолетом на региональных авиалиниях. Из новосибирского аэропорта самолеты Ан-24 летали в Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Бийск и Томск.


В 1967 году первую посадку в аэропорту Толмачево совершил Ил-18, ставший для аэропорта первым базовым воздушным судном этого типа. Этот четырехмоторный турбовинтовой самолет вместимостью до 122 пассажиров пришел на смену самолетам с поршневыми двигателями и внес огромный вклад в развитие отечественной гражданской авиации. До середины 1970-х годов Ил-18 оставался основным дальне- и среднемагистральным лайнером страны.


17 апреля 1967 г. начальник ЗСТУ отдает приказ о перебазировании 114-го летного отряда из состава Новосибирского объединенного авиаотряда в аэропорт Толмачево. Вместе с отрядом на новое место работы перешли 47 командиров кораблей, вторых пилотов, штурманов, бортмехаников и бортрадистов, летающих на Ил-18, и 45 специалистов, летающих на Ан-24.  В 1985 году 114-й летный отряд и его 1-я эскадрилья Ил-18 были расформированы.

В 1967 году Министерство гражданской авиации создает в Толмачево Главный диспетчерский пункт по управлению полетами в Новосибирской воздушной зоне, который принял на себя управление воздушным движением (УВД) от 15-й ГКПД ВВС. Пункт оборудовали УКВ, прямой телефонной и громкоговорящей связью с ближайшими аэропортами зоны – Омском, Томском, Кемерово, Барнаулом, Новокузнецком, Красноярском.


В 1966 году в связи с увеличением взлетной массы эксплуатируемых воздушных судов и растущим объемом авиаперевозок в Толмачево начались работы по удлинению взлетно-посадочной полосы. К 1969 году длина ВПП-1 увеличивается с 2500 метров до нынешних 3600 метров. С 1987 по 1990 годы проводился капитальный ремонт полосы.

Спустя 10 лет после того, как в Новосибирске появился миллионный житель, стал «миллионником» и новосибирский аэропорт. Начиная с 1972 года пассажиропоток Толмачево превышает 1 млн пассажиров в год. Даже несмотря на снижение производственных показателей после 1993 года, объемы перевозок в Толмачево всегда оставались крупнейшими среди аэропортов Сибири.

3 июля 1974 первую посадку в Толмачево совершил самолет Ту-154 (командир воздушного судна И.Н.Бурляев) – один из самых массовых реактивных пассажирских самолетов в истории отечественной гражданской авиации. В Толмачево он начал эксплуатироваться на линии Москва – Новосибирск – Иркутск – Хабаровск.


В 1976 году, спустя всего четыре года после предыдущего рекорда по объему пассажиропотока, аэропорт Толмачево достигает новую высоту: число обслуженных пассажиров превышает 2 млн. человек.

14 апреля 1977 г. в аэропорту впервые приземлился Ту-144, первый в мире пассажирский самолет, развивавший скорость до 2500 километров в час — вдвое больше скорости звука.


6 февраля 1980 г., за 10 месяцев до начала коммерческой эксплуатации, самолет Ил-86 совершил посадку под руководством летчика-испытателя В.Н.Кляуса в рамках испытательного полета. В мае 1982 г. первый отечественный широкофюзеляжный самолет связал регулярными рейсами Толмачево и московский аэропорт Внуково.

В 1987 году в Толмачево начинается строительство второй взлетно-посадочной полосы. В 1995 году объект был заморожен, хотя двухслойное покрытие ВПП и рулежная дорожка к первой полосе уже были готовы. Оставалось смонтировать светосигнальное оборудование и построить диспетчерский пункт. Федеральное финансирование проекта было возобновлено в 2002 году.

По итогам 1991 года аэропорт обслужил 2,65 млн. пассажиров. Этот рекорд был побит только спустя 20 лет. В пиковый период развития маршрутной сети аэропорт Новосибирска был связан рейсами со 175 городами СССР.

В 1992 году Толмачевский объединенный авиаотряд преобразован в три самостоятельных предприятия: государственное авиапредприятие «Аэропорт Толмачево», авиакомпания «Сибирь» и ЗапСибАэронавигация. Аэропорт Толмачево получает статус международного и открывает таможенный и пограничные посты, хотя первые международные рейсы начинают выполняться в Харбин и Франкфурт-на-Майне еще летом-осенью 1991 года.

Стремительно растущий пассажиропоток на международных авиалиниях потребовал расширения аэровокзального комплекса – международный терминал пропускной способностью 450 пассажиров в час, открывшийся в 1996 году, стал обслуживать чартерные рейсы в Китай, Германию, Индонезию, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны.


В 2004–2009 годах проведена масштабная реконструкция терминалов Толмачево. Изначально созданный по типовому проекту аэровокзал внутренних авиалиний был полностью перестроен и приобрел современные очертания.

25 сентября 2010 г. на вторую взлетно-посадочную полосу был принят первый самолет, выполняющий регулярные пассажирские рейсы: Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший из Москвы. Вторая полоса сертифицирована по II категории ICAO и способна обслуживать все типы воздушных судов даже в сложных метеоусловиях.


26 ноября 2011 г. аэропорт Толмачево первым в России аэропортом, принявшим крупнейшее коммерческое воздушное судно семейства Boeing – Boeing 747-8, способный нести до 134 тонн груза. Самолет грузовой авиакомпании Cargolux совершил в Новосибирске техническую посадку, следуя из Шанхая в Люксембург.


12 июля 2012 г. в аэропорту Толмачево открыт первый в мире памятник Ту-154 – самому массовому отечественному среднемагистральному лайнеру. Установка самолёта на вечную стоянку приурочена сразу к трем знаменательным датам: 55-летнему юбилею Толмачево, 40-летию эксплуатации Ту-154 и 20-летию базовой авиакомпании аэропорта S7 Airlines.

29 ноября 2012 г. аэропорт Толмачево впервые в своей истории обслужил трехмиллионного пассажира с начала года. По итогам 2012 года пассажиропоток превысил 3,26 млн пассажиров.


Пассажиропоток аэропорта Толмачево по итогам 2013 года достиг нового рекорда – 3,748 млн пассажиров.

В декабре 2014 г. на базе аэропорта Толмачево начал работу авиационный учебный центр (АУЦ). Центру разрешена первоначальная подготовка и повышение квалификации агентов службы организации пассажирских перевозок, инспекторов службы авиационной безопасности, специалистов поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, а также специалистов, занятых в проведении противообледенительной обработки воздушных судов.

В июле 2015 года завершена реконструкция международного терминала аэропорта Толмачево. Площадь терминала до реконструкции составляла 10000 кв. м. В ходе работ она увеличена до 27000 кв. м, пропускная способность – с 750 до 1300 пассажиров/час.

21 июля 2015 г. председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев в рамках рабочего визита в Новосибирск принял участие в церемонии открытия терминала международных авиалиний аэропорта Толмачево.

21 декабря 2016 г. Международный аэропорт Новосибирск (Толмачево) впервые в своей истории обслужил четырехмиллионного пассажира с начала года.


31 декабря 2017 г. аэропорт Толмачево достиг отметки в пять миллионов пассажиров с учетом транзитных и трансферных, обслужив рекордное количество пассажиров с начала года за всю историю существования авиапредприятия. Прирост пассажиропотока за 2017 год составил более 900 тыс. человек. В декабре был достигнут ещё один рекорд зимнего периода – 16,4 тыс. обслуженных пассажиров в сутки.


Пассажиропоток аэропорта Толмачево по итогам 2018 года увеличился более чем на 901 тыс. человек и составил 5 909 078 пассажиров (+18%). Благодаря развитию трансферных перевозок количество пассажиров, использующих аэропорт Толмачево в качестве пересадочного узла, по итогам 2018 года составило 1,357 млн человек (+35% к 2017 году). Их доля в общем пассажиропотоке увеличилась до 23 %, обеспечив аэропорту Толмачево второе место в России после аэропортов Московского авиационного узла.

20 сентября 2019 г. в соединительной галерее аэровокзального комплекса торжественно открыт бюст Александру Ивановичу Покрышкину – трижды Герою Советского Союза, маршалу авиации, Почетному гражданину города Новосибирска. Бюст получен аэропортом в дар от руководителя проекта «Аллея Российской Славы» Михаила Сердюкова в честь присвоения аэропорту Толмачево имени А.И.Покрышкина в рамках проекта «Великие имена России» при содействии Музея Новосибирска.


По итогам 2019 года трансферный пассажиропоток аэропорта увеличился на 800 тыс. человек до 1,8 млн пассажиров, а его доля в общем пассажиропотоке превысила 27%. С 2014 года количество практически используемых пассажирами комбинаций трансферных стыковок через Толмачево увеличилось практически в 6 раз и достигло 2300.

В марте 2020 г. были начаты строительные работы по проекту «Реконструкция аэропортового комплекса «Толмачево» (г. Новосибирск)».

Реализация проекта осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Проект включает развитие летной зоны ИВПП-2 со строительством соединительных рулежных дорожек, перрона с дополнительными 20 местами стоянок воздушных судов, сооружением других объектов аэродромной инфраструктуры в целях повышения пропускной способности аэродрома Толмачево. Общая площадь перрона с рулежными дорожками по плану будет около 266 700 кв. м.


За пять месяцев 2022 года аэропорт Толмачево обслужил 2 397 222 пассажиров. В мае пассажиропоток аэропорта Толмачево составил 564 716 человек, что на 5% больше аналогичного показателя 2021 года. На внутрироссийских рейсах обслужено 510 916 пассажиров – на 1,6% больше. На международных линиях было обслужено 53 800 пассажиров.

Количество трансферных пассажиров аэропорта по итогам мая составило 197 282, что более чем на 18% больше показателя 2021 года.

Самыми динамично растущими направлениями по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на внутрироссийских авиалиниях стали: Томск (+299,2%), Махачкала (+205%), Уфа (+120,5%), Минеральные Воды (+106,7%), Казань (+80,5%), Калининград (+76,2%), Талакан (+67,3%).

0.3054 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.