Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Министерство > Награды министерства > Юбиляры отрасли > АО «Аэропорт Сургут» - 30 лет

АО «Аэропорт Сургут» - 30 лет



В феврале 1931 года на небольшом обском полуострове, известном сейчас как «Нулевой причал», на расчищенную от снега площадку приземлился первый самолет У-2. Это стало грандиозным событием для всех сургутян.


Спустя четыре года, в марте 1935 года, был совершен первый авиарейс по маршруту «Сургут – Самарово» (Ханты-Мансийск). И в период до 1938 года было выполнено 109 вылетов, перевезено 125 пассажиров, 115 кг багажа и 210 кг почты.


В годы Великой Отечественной войны развитие гражданской авиации прекратилось – Родине нужны были военные самолеты. Дальнейший толчок на пути своего развития югорская авиация получила только в начале 1950-х годов, когда начался период нефтегазового освоения территории Сургутского района, и авиация стала его связующим мостом с «большой землей».




В течение десятилетнего периода с 1955 года территорию аэродрома переносили трижды. Сначала на нем базировались два самолета По-2, которые проводили гравиметрические съемки по разведыванию нефти и доставляли с озер свежую рыбу для местного рыбоконсервного комбината. Вскоре на сургутскую землю совершил посадку Ан-2, который постепенно стал базироваться в Сургуте. А в 1963 году впервые приземлился самолет ЛИ-2, положив тем самым начало более качественному обслуживанию пассажиров.


В 60-е гг на Среднем Приобье ударили первые нефтяные фонтаны. С этого момента началось стремительное развитие округа, требующее отдачи и от гражданской авиации. Количество прилетавших самолетов и вертолетов стало стремительно расти. Это вызвало необходимость строительства нового аэропорта и формирования собственного авиазвена.




В 1964 году Сургутский аэропорт обслужил более 50 тысяч человек, что означало лишь одно – аэропорт в городе должен развиваться. 18 августа 1964 года был издан приказ Уральского управления гражданской авиации о создании Сургутского авиационного предприятия. В условиях бездорожья услугами авиапредприятия пользовались все организации, занятые на освоении нефтяных и газовых богатств Среднего Приобья. Экипажи вертолетов Ми-1 и Ми-4 и самолета Ан-2 выполняли заявки геологов, рыбаков, геофизиков, связистов и медиков.


В 1967 году взлетно-посадочную полосу удлинили до 2600 метров. Аэропорт получил возможность принимать самолеты Ли-2, Ил-14, Ан-24, вертолеты Ми-6 и Ми-8. Однако при взлете турбовинтовых машин все поле и близлежащую территорию города затягивало тучей пыли и песка. Из-за этого выходило из строя оборудование и двигатели самолетов. Кроме того, вскоре стало очевидным, что у аэропорта нет перспективы развития, так как он оказался в черте будущей городской застройки.


11 декабря 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление «О строительстве Сургутского аэропорта». Ленинградский проектный институт ГВФ подготовил проектную документацию на его строительство в 13 км севернее города. 24 сентября 1970 года на взлётно-посадочной полосе нового сургутского аэропорта уложена последняя плита, а в конце декабря государственная комиссия приняла ее в эксплуатацию вместе с новым городским аэропортом.




В 1971 году начались регулярные рейсы по маршруту «Москва-Тюмень-Сургут» на самолете Ан-24. Годом позже на взлетно-посадочную полосу впервые приземлился Ту-134, главная «рабочая лошадка» региональных рейсов в СССР. Налаживается регулярное авиасообщение с Москвой, Ханты-Мансийском и еще десятью регионами страны. Спустя десять лет начались регулярные полеты Як-42 и Ту-154.


12 июля 1975 года в городе открылся новый аэровокзал, который и сегодня, претерпев модернизацию и реконструкцию, принимает и отправляет пассажиров в различные города не только России, но и страны ближнего и дальнего зарубежья.


В 80-е еще не было такого понятия, как транспортный хаб. Но аэропорт уже тогда выполнял все функции крупного пересадочного и перегрузочного узла: через него воздушным транспортом перебрасывались в труднодоступные места люди, грузы, техника. Круглосуточно работали 30 вертолетных площадок, чтобы оперативно доставлять на объекты технику, вагончики, трубы, опоры ЛЭП. Специалисты и рабочие со всей страны и из-за рубежа летели в Сургут открывать новые месторождения, добывать нефть, прокладывать линии электропередачи, строить города и поселки.




В 1983 году аэропорт Сургута стал аэропортом первого класса и его коллектив был удостоен высокой правительственной награды - орденом Трудового Красного Знамени. Это стало его первой ступенькой на долгом и непростом пути к званию «международный».


В 90-е гг. сначала была образована фирма «Сургутавиа» - филиал авиакомпании "Тюменьавиатранс из которой в последствии 7 февраля 1994 выделилось самостоятельное предприятие АООТ «Аэропорт Сургут». Первым генеральным директором назначен Новиков Юрий Николаевич.


День рождения аэропорт отмечает 1 апреля, так как именно с этой даты в 1994 году началась его производственная деятельность, как самостоятельного юридического лица, о чем свидетельствует Приказ генерального директора от 30.03.1994 г.




В 2001 году в аэропорту был введен сектор вылета, пропускной способностью 600 пассажиров в час, а также международный сектор с пропускной способностью 150 пассажиров в час. Аэропорт Сургута получил статус международного.


2003-2006 гг ознаменованы модернизацией – была проведена полная реконструкция взлетно-посадочной полосы и сектора прилета, установлены телескопические трапы пьедестального типа.


По итогам 2008 года аэропорт, впервые с момента образования самостоятельного предприятия, обслужил более 1 миллиона пассажиров.




В 2009 – 2010 гг. в структуру ОАО «Аэропорт Сургут» добавились филиалы: Березовский (ХМАО-Югра), Нефтеюганский (ХМАО-Югра), Ноябрьский (ЯНАО), Тазовский (ЯНАО), Мыс-Каменский (ЯНАО).


В конце 2012 года, для оптимизации затрат авиакомпаний, ОА «Аэропорт Сургут» организовало новое бизнес направление – наземное обслуживание воздушных судов (Ground Handling), функции которого осуществляет служба перронного обеспечения воздушных судов. Для повышения качества обслуживания авиакомпаний, АО «Аэропорт Сургут» приобрело установку воздушного запуска, топливозаправщики, ленточный погрузчик. 9 апреля 2013 года состоялась церемония официального открытия аэропорта Талакан, который начал свою производственную деятельность в составе ОАО «Аэропорт Сургут» в конце 2012 года.




В октябре 2014 года в головном предприятии было создано новое структурное подразделение – Сургутский сервисный центр, который осуществляет сервисное обслуживание воздушных судов, обеспечивает ВС бортовым питанием, а также занимается общественным питанием в аэропорту Сургута.


С сентября 2014 года в аэропорту Сургута заработала система двойного коридора – упрощенная система таможенного контроля. Проведенная реконструкция позволила сократить время прохождения пассажирами формальностей, обязательных при пересечении таможенной границы, сделав их визит или возвращение в Сургут более приятным и удобным.


В апреле 2015 года в ОА «Аэропорт Сургут» интегрирован здравпункт и введена в эксплуатацию новая система управления аэропортовой деятельностью «Кобра», которая позволила перейти на автоматическое визуальное и голосовое информирование пассажиров.




В течение 2016 года аэропорт Сургута интенсивно работал над ростом комфортности пребывания пассажиров всех категорий, успешно совершенствовал сервисную инфраструктуру и возможности.


9 июня 2016 года в рамках социально-образовательной инициативы «50 символов Сургута» «Мадонна с младенцем в иллюминаторе» официально была признана одним из символов города и внесена в перечень культурного наследия Югры, а в 2021 - в Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации.


2017 год стал периодом устойчивого, поступательного развития: в ноябре аэропорт впервые в истории достиг полуторамиллионной отметки по количеству перевезенных пассажиров с начала года.


31 мая 2019 года Международному аэропорту Сургут Указом Президента Российской Федерации присвоено имя Фармана Салманова.


В 2023 году аэропорт преодолел рубеж в 2 млн. пассажиров, обслужив 2 147 448 человек. Лидером по количеству перевезенных пассажиров стала авиакомпания Utair, обслужив 1 331 311 человек (62%), что на 20% больше уровня 2022 года. Воздушная гавань обслужила рейсы 50 авиакомпаний по 84 направлениям. Количество самолетовылетов составило 11 691 операцию, объем обработанных грузов и почты - 2 828 тонн.




0.3016 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.